Обычно мы используем слово “скандал” не в его основном значении, считаем, что это “скандал”, когда случается драка, говорим: “какой скандал!”  Или иногда, когда мы видим какой-то аморальный или провокационный поступок, мы говорим: “какой скандал”. Но что означает слово “скандал”?

“σκάνδαλον” на греческом языке означает “препятствие, которое мешает мне идти по дороге”, например, я иду по улице – и упало дерево, мешает мне идти по этой дороге дальше, я должен свернуть с пути, по которому шёл. Также «скандал» – это камень, который находится посреди пути и заставляет меня спотыкаться.

Но для нас это слово приобретает новое значение. Скандал, о котором говорит Иисус, заключается в следующем: это когда своими действиями, словами и упущениями я являюсь причиной греха другого человека.

Наши личные грехи могут быть сокрытыми, о них никто не знает, и мы несём ответственность за них перед Богом. Но когда наши грехи являются публичными, то есть видны другим, они могут стать причиной скандала. И тогда мы виновны не только в наших грехах, но и в грехах других людей.

Поэтому, будучи христианами, будучи католиками, мы должны быть своими действиями причиной чужого созидания, а не чужого греха. Это требует от нас больших усилий. Просит от нас глубокого испытания совести: о том, что мы делаем изо дня в день, о людях, с которыми мы общаемся. Наши дела должны руководствоваться любовью к Богу и любовью к ближнему – тогда мы никогда не ошибёмся.

Но то, что обычно вызывает большие скандалы в общинах, это, как правило, слова, особенно слова более необдуманных высказываний, которые причиняют вред ближнему. Скандал, вызванный сплетнями, особенно разрушителен.

Под сплетнями мы понимаем здесь несколько оскорбительный разговор, вслух, вполголоса, в отсутствие субъекта, о котором мы говорим. Это разрушает хорошую репутацию людей или вещей, без причин – или изначально с дурными намерениями об этом.

Часто сплетни маскируются под беспокойство, заставляя нас поверить, что это стремление к праведности и справедливости, но всегда будет ясно видно, что истинное намерение этого – самовозвышение и разрушение ближнего.

Те, кто попадает в ловушку сплетен, запутываются в зыбучих песках греха, становясь причиной трудностей, причиной гнева и горечи, не говоря уже о психологических и эмоциональных травмах.

Как и кража, сплетни – это грех, требующий возмещения. Мы украли у человека хорошую репутацию, значит, справедливо и необходимо вернуть то, чего мы его лишили.

Перед лицом огромной ответственности, которая есть у каждого из нас перед “меньшими”, никто не может повторить слова Каина: “Разве сторож я брату моему?”(Быт 4, 9)”. “Если кто-то другой шокирован (справедливо) тем, что я делаю, это не моя проблема”. Нет! Мы несём ответственность за формирование наших братьев, это наш моральный долг – быть хорошим примером для наших ближних. “Меньшие”, хрупкие и слабые в вере, должны находить в нас ориентир, настоящих христиан, образцовых людей, которые своим безукоризненным поведением и жизнью в вере могут приблизить их к Господу Иисусу и Его Церкви.

Поэтому мы просим сегодня заступничества Пресвятой Богородицы, чтобы направить все наши усилия для достижения нашей святости.

о.Габриэль Вергани

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 30.09.2018