Хотелось бы прояснить ситуацию с лефевристами в преддверии особенного для них события: приезда священника братства Пия X и Мессы, которую они запланировали.

Я не берусь высказывать суждения о конкретных людях, невозможно основательно знать, что ими движет. Но хочу поделиться своим видением вопроса.

Католики ли лефевристы?
Они многократно используют аргументы следующего рода: Церковь их не отлучает, Папа назвал их католиками, все, кто говорит противоположное, не слушаются Папу. Таким образом они пытаются указать на мнимое противоречие выдвигаемых против них аргументов.
Я бы выразился так: Церковь не отдаляет себя от лефевристов (дабы не довести до крайности их положение), но лефевристы сами отделяют себя от Церкви.
Что значит быть полностью в Церкви?

Пребывание в полном единстве церкви означает (среди многого другого) послушание церковным властям (местным епископам или прямое подчинение Папе Римскому)

Хотя многие лефевристы и признают Франциска Папой, но не подчиняются ему. Этот феномен является, очевидно, непоследовательностью, пусть ими и не осознанной. Признавать Папу – значит признавать и его верховную власть в Церкви, власть царственную, повелевающую и требующую подчинения. Признавать Папу, признавать его власть, значит и подчиняться этой власти. Неподчинение, а так же установление своей, пусть и небольшой, но независимой иерархии, означает раскол, то есть непризнание действительности Папы.
Хоть этот раскол и не объявлен официально таковым Церковью, он им является.

Мягкость Церкви по отношению к лефевристам, выразившаяся в снятии отлучения с монс. Лефевра и рукоположенных им епископов, наделением священников братства Пия X властью отпускать некоторые грехи, влекущие за собой автоматическое отлучение, наделением священников правом заключать действительные браки, – эту заботу Церкви о верующих, ищущих духовной поддержки у духовенства братства Пия X, лефевристы интерпретируют как признание их Церковью.

Получается интересная ситуация. С одной стороны, они осуждают дружественное отношение Церкви к иным конфессиям и религиям, а с другой, пользуются таким отношением к себе, интерпретируя его как признание.

Сами они, конечно, считают себя католиками. Они так же приводят как довод в своей католичности и то, что некоторые иерархи церкви называли их католиками. Однако, очевидно, что последние говорили не в прямом и полном смысле, но по аналогии, называя католиками тех, кто таковыми желает быть, но кому не хватает одного из главных атрибутов церковного единства — иерархического общения и послушания.
Таким образом, лефевристы реально находятся в расколе с Католической Церковью, возглавляемой преемником апостола Петра Франциском, Папой Римским.

Что касается тридентской Мессы, на которую они приглашают сегодня, то посоветую католикам —-не участвовать-— в ней. Не потому, что думаю, что это «неправильная Месса» или что люди, которые на неё придут, становятся автоматически раскольниками и должны быть лишены таинств. Я советую —-не идти-— потому, что ваш приход на эту Мессу будет использован для последующей аргументации лефевристами в свою пользу. Никто не будет разбираться в мотивах вашего участия, а только будет использован факт вашего присутствия для утверждения, что количество их единомышленников такое-то.

Небольшое размышление о феномене лефевристов:

Лефевристы в свете Духовных упражнений Св. Игнатия Лойолы

Св. Игнатий в своих Духовных Упражнениях даёт много критериев, принципов для здравого суждения. Два из них я хотел бы привести для того, чтобы посмотреть на феномен лефевризма.

Их коробят злоупотребления, бываемые в Церкви, они отвергают неправильные интерпретации Второго Ватиканского Собора, но распространяют эти интерпретации на сам Собор, считая сам Собор неправильным.

Я не считаю их злодеями, желающими Церкви зла, наоборот, я уверен, что они движимы добрыми побуждениями, возмущены тем, что достойно возмущения, но во всём этом кроются некоторые ошибки, которые существенно меняют результат их благих намерений. Как мы не раз слышали, «благими намерениями …» не всегда достигается благо.

1. Послушание и суждение

Духовные Упражнения [353]
«Правила для правильного суждения, которое мы должны иметь, находясь в воинствующей Церкви».
Здесь важным является определение Церкви как «воинствующей». Церковь находится в состоянии постоянной войны. С кем? С сатаной, противником рода человеческого, желающего погибели человека и зла самой Церкви.

Находится на войне – означает участие в боевых действиях, нахождение на фронте. В войсках есть командиры, офицеры, генералы, главнокомандующий. Субординация имеет первостепенное значение для успеха военных действий. Послушание командованию жизненно необходимо. Что же может нанести урон войскам? Разлад в них. Недовольства. Противление своим командирам. Кто до этого доводит? Это могут быть диверсанты, внедрившиеся в ряды солдат, или сами солдаты, которые постоянно осуждают приказы командиров, осуждают и личное поведение командования, находя всевозможные аргументы и придираясь к всевозможным частностям и мелочам.

«Надо иметь душу готовую и скорую на послушание во всем истинной невесте Христа Господа нашего, то есть Святой нашей Матери, иерархической Церкви».

Здесь важным словом является «иерархическая» Церковь. Церковь это не только Св. Писание и Св. Предание, это не только множество святых. Живая Церковь Христова основана на фундаменте Апостолов с Петром во главе, то есть она по сути иерархична, а значит, требует послушания, подчинения. Как в армии. Армия без военноначалия — куча мало на что способных людей.

Поэтому следует «восхвалять все повеления Церкви, быстро направляя ум к обретению суждения в их защиту и никоим образом не для борьбы с ними». [361]

«Мы должны быть готовы одобрить и восхвалить как распоряжения и повеления наших предстоятелей, так и их поведение. Ибо хотя поведение некоторых из них малопохвально, однако нападки на них в публичной проповеди или в речи перед простыми людьми порождают скорее ропот и соблазн, нежели пользу; таким образом возбуждается народ против своих предстоятелей – светских или духовных. Насколько достойны осуждения обращенные к народу худые речи об отсутствующих начальствующих лицах, настолько может быть полезным сообщение об их поступках лицам, могущим применить средства для исправления» (то есть вышестоящей иерархии. Здесь и далее прим. моё) [362].

«Чтобы во всем следовать истине, необходимо всегда быть расположенным верить, что то, что я вижу белым (то, что я вижу как белое), черное, если иерархическая Церковь так определит; веря, что един Дух Христа, Господа нашего, Жениха, и Церкви, Его Невесты, Который нас наставит и направит ко спасению душ наших. Ибо тем же Духом Святым, Господом нашим, которым даны десять заповедей, управляется и направляется наша Матерь Церковь». [365]

В последней цитате важно «быть расположенным верить», то есть речь идёт не о слепой вере, но а расположенности не бросаться, во-первых, с осуждением, а верить.

Однако у лефевристов скорее преобладает противоположное тому, что советует св. Игнатий. Ибо они, прежде всего, атакуют Церковь в лице её иерархов с их высказываниями, а в частности, в лице Римских Пап, руководивших после Пия XII. Они прежде всего атакуют, а не пытаются понять, объяснить (хотя бы и самим себе), и уж никак не защищать (по крайней мере у меня сложилось такое впечатление).

2.Симпатии к лефевристам

«Слышать созвучное своим чувствам».

В нашем приходе лефевристы проявили себя уже вот как год назад. Но мне, признаюсь, было трудно самому определиться, как к ним относиться. Часть из их убеждений я воспринимаю как созвучные собственным убеждениям, например, любовь к традиции, к великим святым. Но во всём «правильном», что они пишут, говорят, присутствует нечто, что вызывает подозрение, сомнение, опасение. Прежде всего — открытая критика «всего и вся» церковной действительности и непослушание.
В связи с этим хорошо рассмотреть (а для кого-то и вспомнить) одно из правил распознавания духов из Духовных Упражнений Св. Игнатия.

«ПРАВИЛА […] для более совершенного распознавания духов»
«Злому ангелу, преобразующемуся в ангела света, свойственно вначале идти в том направлении, в каком движется верная душа; чтобы в конечном счете склонить ее двигаться в своем [то есть противоположном] направлении; так, он внушает мысли добрые и святые, соответствующие этой праведной душе, но потом мало-помалу старается достичь своей цели, вовлекая душу в свои сокрытые обманы и превратные замыслы». [332]

«Он внушает мысли добрые и святые, соответствующие этой праведной душе». Сатана подстраивается под верующего человека, становится «созвучным» ему, а потому мы слышим созвучное своим добрым чувствам, воспринимаем источник этих суждений как дружественный и начинаем следовать за ним. Любовь к Традиции, к Мессе, к Розарию, к Церкви, сожаление по отношению к утрате чего-то доброго, что раньше в Церкви было во всем великолепии. Это привлекает и обманывает нас. Этим методом многие пользуются: политики, сектанты, журналисты, рекламщики.

Однако результат такого воздействия проясняет и делает для задумавшегося обманутого человека очевидной стратегию самого обмана.
Результат у лефевристов — отказ от послушания иерархической Церкви. Создание своей собственной квази-иерархии. То есть, по сути – раскол.
Кроме того, это непослушание связано и с непослушанием учительству Церкви, что можно, на мой взгляд, назвать в некотором смысле этого слова ересью (для подробного рассмотрения здесь и сейчас не место).

«Когда мы откроем врага человеческого рода и опознаем его по “змеиному его хвосту” и по дурной цели, к которой он нас приводит, то тогда полезно тому, кто им был искушаем, сейчас же восстановить последовательность добрых мыслей, им внушенных, и их начало, и как мало-помалу враг соделал так, что заставил нас отойти от сладости и духовного радования, в которых [душа] пребывала, и привел ее к превратному своему замыслу. Итак, этот опыт, воспринятый и усвоенный, да поможет нам впредь избегать обычных козней [врага]» [334].

Для всех, кто соблазнился лефевризмом, всегда есть возможность задуматься беспристрастно и оценить то, к чему они пришли. Не искать себе сложных оправданий, не отказываться от добрых намерений, но вновь вернуться в лоно Церкви, в полное общение с ней, менять церковную действительность к лучшему изнутри, а не нападать на Церковь снаружи.

О.Андрей Старцев