Сегодня последнее воскресенье в этом цикле литургического года, когда мы читаем шестую главу Евангелия от Иоанна. И слышим, что многие из учеников не смогли принять слова Христовы. Слова о том, что Он – Бог, и слова о необходимости вкушать Его Тело и Его Кровь. Не смогли принять, сказали: «Какие странные слова» или «какие трудные слова» и ушли. То есть оставили Иисуса Христа, вернулись назад в своей вере. Тогда Иисус сказал двенадцати, которые были ближе всего к Нему: «не хотите ли и вы отойти» (Ин 6,67). Из двенадцати один отошел. Это был Иуда, о котором уже предвещается в этом отрывке Евангелия, где и говорится, что Христос знал от начала, кто предаст Его. И хотя Иуда не отошел сейчас, но отойдет потом – и опять в связи с Евхаристией, оставит Христа во время Тайной вечери.

Не хотите ли и вы отойти? Симон Пётр, первый среди апостолов, отвечал Ему: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6,68). То, что Ты говоришь, то, чем Ты являешься – есть жизнь вечная. Эти слова Петра как бы говорят: «Мы не все понимаем, что Ты говоришь, для нас не все ясно, но другого нет. Мы знаем, что Ты – Бог, и что Ты говоришь – это Божьи слова». К кому нам идти? Этот вопрос иногда можно задавать и себе самим.

Есть такой метод доказательств в различных математических или логических примерах – доказательство от противного. Нужно доказать, что противоположное невозможно, и тогда подтверждается истина, которую желаем доказать. И вопрос Петра «к кому нам идти?» – это попытка доказательства от противного. Больше не к кому идти, только к Тебе, только за Тобою, только Ты имеешь глаголы вечной жизни.

Что же может заменить Христа? Какие материальные блага? Какие земные радости? Они сиюминутны, быстро проходят и после небольшого наслаждения оставляют пустоту в душе. Пустоту, которую, никто кроме Бога, не способен заполнить.

Что может заменить Христа? Какие завоевания, какие победы, какая власть, какие свершения, какое самоутверждение, признание людей, слава человеческая? Все это прах, рассеивается, как пыль, не может конкурировать с Христом.

Что может заменить Христа? Какие философские учения, какие верования, суеверия, какие мистические учения, какая эзотерика? Все они представляют собой или простую человеческую попытку объяснить мир и что в нем происходит, или сатанинские учения, стремящиеся увести человека от Бога. От Бога, Который превосходит весь мир, от Бога любящего, призывающего к обращению, призывающего к Себе. Они тоже не могут заменить Христа.

Что может заменить Христа? Какой мужчина, какая женщина, какое человеческое чувство, какая человеческая любовь? Муж или жена, отец или мать? Какая дружба, какие друзья, какой наставник может заменить Христа? Они лишь слабое подобие Божьей любви, они, люди, конечны, несовершенны, хоть и добры, и красивы. Они тоже не могут конкурировать с Христом.

Что может заменить Христа? Из того, что открывает нам Христос, к чему Он призывает нас посредством Своей Церкви, – из этого не всё мы можем понимать настолько чтобы не осталось больше вопросов, чтобы не осталось никакого места сомнению.

Не всё мы можем понять, но к кому нам идти? Петр отвечает: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6,68). Вера Петра, выраженная в этих словах, пусть выражает и нашу веру, которая включает в себя упование. Упование на то, в чем мы, может быть, чувственно не ощущаем полной стабильности, уверенности. Уповаем, потому что верим. Пусть вера Петра выражает веру во Христа, в то, что является частью Христа, в Церковь, Им основанную на Петре, который сказал: «к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6,68).

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно ссылке Проповедь 26.08.2018