Сегодня день, когда Руби, с которой уже почти все знакомы, наверное, которая избрала себе имя Тереза, а в покровительницы Святую Терезу Младенца Иисуса, принимает крещение. Крещение – это вхождение в Церковь Божью, вхождение в Царство Божие, которое уже начинается здесь на земле, в Церкви. Крещение – это врата в Небеса. И это вхождение тесно связано с Евхаристией, ибо Евхаристия является центром жизни Церкви, целью жизни Церкви, к которой все устремлено, а также источником жизни Церкви. Поэтому Руби особым образом сегодня приближается и к этому, то есть ко Христу в Евхаристии, и сегодня она примет Его Тело и Его Кровь.

На протяжении уже нескольких воскресений мы читаем 6 главу Евангелия от Иоанна, где Христос говорит о Евхаристии: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что едящий его не умрёт. Я хлеб живой, сшедший с небес; едящий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин 6, 49-51). В этом отрывке – часть того, что мы сегодня слышали в провозглашении Евангелия, в нем отражается тесная связь между жизнью вечной и Евхаристией, Причастием, то есть Телом и Кровью Христовыми. Как они связаны? Связь между Евхаристией и вечной жизнью Церковь формулирует так: «Евхаристия – это залог жизни вечной».

Что такое залог? Когда мы говорим: «взять кредит под залог», примерно понимаем, что такое залог. Залог – это вклад, как его определяют, служащий гарантией того, что вся сумма будет уплачена. Но в этом определении имеется в виду только один тип залога, когда кто-то что-то берет в кредит и, чтобы гарантировать возврат, что-то дает в залог. Таким образом, если убрать понятие кредита, то тогда, что такое залог?

Залог – это то, что дают, обещая, что этой вещью гарантируют исполнение обязательства. То есть, я обязался что-то сделать, и чтобы гарантировать, что я это сделаю, я даю залог. В случае с кредитами понятно: человек берет деньги у другого и дает обязательства, что эти деньги вернет, наверное, с процентами – зависит от договора. Но то, чем он это гарантирует, дает в залог – автомобиль, квартиру, что-то в этом роде. Если деньги небольшие, то что-то меньше. Например, человек оставляет часы в ломбарде, обещая, что потом принесет обратно те деньги, которые ему одолжили.

Теперь это понятие залога мы перенесем на духовную реальность. Бог гарантирует нам жизнь вечную. Гарантирует жизнь вечную тем, кто любит Его, кто верит во Христа. Он гарантирует вечную жизнь, но Он оставил залог – Тело и Кровь Христовы, то есть Евхаристию, Святое Причастие. Здесь ситуация отличается, потому что Он у нас ничего не взял, чтобы нам вернуть. Он никому ничего не должен и залог оставляет не потому, что это условие, под которое Ему что-то одолжили. Ему никто ничего не дал. Он никому ничем не обязан, Он просто Сам обещал жизнь вечную. А в залог, чтобы гарантировать эту жизнь вечную, дал нам Тело и Кровь Христовы – Святое Причастие, Святую Евхаристию.

Пройдемся дальше, размышляя над тем, что такое залог? Залог, обычно по цене, по стоимости должен быть равен или превосходить обязательства. То есть нельзя взять под залог, например, часов сумму, которой хватило бы, чтобы купить часовую фабрику. Залог равен либо даже превышает обязательства. Таким образом, если Евхаристия – это залог жизни вечной, то значит, что Евхаристия, Причастие по ценности равняется жизни вечной. И это значит, что отношение к Причастию должно быть таким же, как к вечной жизни, как к Небесам.

Например, чтобы попасть на Небо, надо быть в мире с Богом, то есть не иметь тяжкого греха. Человек, умирающий с тяжким грехом на совести, не покаявшийся, не попадет в Рай. То же самое касается Причастия. Человек с тяжким грехом не должен приступать к Причастию. В случае Евхаристии слово залог приобретает некоторые другие свойства. Залог гарантирует то, что будет дано потом, Евхаристия гарантирует достижение вечной жизни. Что это значит? Как она это делает? Не то, чтобы Бог просто обязывает Себя Сам. В чем эта гарантия заключается? В том, что Евхаристия укрепляет человека, дает духовные силы, благодать Божию, сверхъестественные силы. Сверхъестественные – значит превосходящие способности человеческой природы. Евхаристия укрепляет, как укрепляет пища, придает силы, как пища. И принимая Святое Причастие, принимая Тело Христово, мы тем самым получаем и укрепление себя самих. Бог подкрепляет нас, но духовно, сверхъестественно подкрепляет Своей благодатью.

В первом чтении слышали мы историю о Пророке Илии, как Ангел Господень являлся ему и давал ему лепешку хлеба, кувшин воды, чтобы подкрепившись, Илия смог совершить сорокадневный переход к горе Божьей Хориву. О чем мы не дочитали в этом чтении – о том, что на горе Хорив Бог явится Пророку Илии. То есть, перенося это на Евхаристию, Тело и Кровь Христовы дают нам сил, подкрепляют нас, чтобы нам достичь Небес, достичь Бога во всей полноте, достичь жизни вечной. Итак, каков вывод?

Отношение к Причастию должно быть таким же, как отношение к вечной жизни, к Самому Богу, Который и есть жизнь вечная, так как жизнь вечная состоит в единении с Богом, в общении с Ним. Что нас ожидает на Небесах, какая радость, от чего? От единства с Богом, которое мы обретем, от общения с Ним. Но то же самое происходит в Причастии – мы соединяемся с Богом, принимая Тело и Кровь Христовы. Если мы хотим обрести спасение, то должны хотеть и Причастия, которое является залогом спасения. Чтобы обрести вечную жизнь, чтобы попасть на Небо, нужно быть свободным от любого тяжкого греха: от гнева, гордыни, похоти, зависти, лжи и обмана. Чтобы обрести жизнь вечную, чтобы попасть на Небо, нужно находиться в состоянии благодати, то есть в единении с Богом.

Значит, жить с Богом, ежедневно молясь, прилагая усилия к сохранению и усилению этого единства с Ним. Значит, нужно поддерживать эту благодать, которая в нас пребывает, очищаясь от того, что в нас ее уменьшает, то есть от грехов. Значит, нужно приступать к исповеди. (Кстати, отец Габриэль уже вернулся и исповедует). Если есть тяжкие грехи, нужно исповедоваться, чтобы приступить к Причастию достойно. Достойно, значит, не согрешая против Тела Христова.

Попросим Господа для себя, для Руби, для всех людей осознания ценности Святого Причастия, желания обретения единения, которое оно дает, со Христом и с Богом. И всегда достойного участия в Святой Мессе и благодатного причащения.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 12.08.2018