Фото Шарипова Роза

ЕВАНГЕЛИЕ Мк 9, 2-10

В то время: Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвёл на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Пётр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшёл глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мёртвых.


Празднуем сегодня Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Это евангельское событие, о котором мы слышали и сегодня. Вид Иисуса Христа изменился. «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк 9,3). Он преобразился перед ними. То есть, вид Иисуса Христа стал другим, Преображенным, Он даже стал выглядеть другим образом. В это момент, о котором говорят богословы, проявилась Божественная природа Иисуса Христа, ибо, как мы знаем, в личности Иисуса Христа присутствуют две природы: человеческая и Божественная. И в момент Преображения эта Божественная сущность как бы отразилась и в Его человеческом естестве видимым образом так, что даже через тело Его было видно Божественное сияние. То есть в Иисусе Христе апостолы увидели нечто, что ожидает в будущем всех людей, которые встретятся с Богом и соединятся с Ним особым образом, когда мы будем разделять жизнь Божию после нашей смерти. Конечно, если мы достигнем Рая, достигнем того единения с Богом, для которого Бог нас и сотворил.

Однако, этого единения мы уже достигаем во время молитвы. И также особым образом, когда участвуем в Таинствах, тем более, когда принимаем Святое Причастие. Это единение происходит, правда, невидимым образом, но, тем не менее, не значит, что его никак невозможно ощутить. Мы его ощущаем. Как мы его ощущаем? Например, обретая, можно сказать, новые способности.

Не так, как в современных художественных фильмах, где любят рассказывать о разных мутантах, у которых появляются новые способности, связанные с передвижением, воспламенением или еще чем-то материальным. Но способности духовные, нравственные – это добродетели, которые в нас возрастают. От общения с Богом, от единения с Ним, которого мы достигаем в молитве и в Таинствах, наша природа преображается, становится более божественной. Мы, как говорят некоторые богословы, особенно на Востоке, обожествляемся, или происходит это обожение, то есть приобщение, вхождение в жизнь Божью. И это дает нам силы избегать всего того, что от Бога уводит. И наоборот, избирать и совершать то, что согласно Божьей воле.

То есть, помогает нам бороться с искушениями и творить правду, делать то, что является добрым, согласно Божьей воле. Мы можем также назвать отдельным образом добродетели: милосердие, любовь к ближнему, терпение и так далее. Эти добродетели мы приобретаем с Божьей помощью. А Божью помощь мы получаем, когда соединяемся с Ним. Таким образом, Преображение Иисуса Христа, которое было видимым знаком для апостолов о том, что во Христе едины человеческая и Божественная природа, знаменует то, к чему мы тоже стремимся, что в полноте обретем на Небесах, ибо станем подобны Иисусу Христу. И значит, и природа наша преобразится.

Мы знаем также, что после воскресения мертвых, души-праведники, которые воскреснут в телах, это будут те же тела наши, но преображенные, измененные, то есть возвышенные, одухотворенные, обоженные. И сейчас мы потихоньку уже обретаем это преображение. Оно должно проявляться в нашей жизни в том, что мы делаем, как делаем, какими добродетелями пользуемся, какие добродетели практикуем, реализуем. То есть, действительно, жизнь поистине верующего человека преображается, и по этому мы узнаем людей святых, которые уже здесь на земле преобразились, соединились с Богом.

Поэтому в праздник Преображения Иисуса Христа просим обо всей Церкви, обо всех верующих, чтобы они шли по пути единения с Богом. Пути, который предполагает глубокую молитву и участие в Таинствах, которые Христос оставил Церкви с тем, чтобы мы исполняли Божий замысел. Цель или конец его Иисус Христос показал Своим собственным Преображением.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 06.08.2018