Сегодня очередное воскресенье, в которое мы читаем шестую главу Евангелия от Иоанна. Как мы начали неделю назад, так теперь и продолжаем. На прошлой неделе мы слышали слова о чуде, которое совершил Иисус Христос: преумножения хлебов и насыщения множества людей. Теперь люди ищут Иисуса Христа. И можно, в связи с этим, задаться вопросом: «А чего ищем мы?» Вопрос, если можно так сказать, экзистенциальный. «Чего мы ищем? Чем заняты наши мысли?».
Вот, например, чем были заняты наши мысли сегодня утром? Или в последнее время, последний год. Чего мы хотим достигнуть? К чему мы стремимся? Что нас беспокоит? Что нас тревожит? Чего не хватает нам для счастья? Эти вопросы следует задавать себе хотя бы иногда, чтобы понять, чего мы ищем. Они выражают то, что мы можем назвать внутренним голодом или внутренней жаждой – то, к чему мы стремимся. Часто это стремление необдуманное, подсознательное, но мы ему следуем и, исходя из этого, выстраиваем планы своей жизни.
Чего мы ищем? Можем вопросы иногда уточнить, например, спросить себя: Что мы ищем в церкви? Какую радость мы ищем в церкви? Что мы нашли в церкви? – Нашли хорошую компанию, друзей, может быть, эстетическое наслаждение от органной музыки (благо у нас есть очень хороший органист), спокойное место, где можно чуть-чуть посидеть и забыть обо всех трудностях.
Что мы нашли? Мы можем назвать это – хлеб для души, «душевный» хлеб, чтобы не сказать «духовный». Но небесный ли это хлеб? Иудеи искали Иисуса Христа, когда Он совершил чудо преумножения хлебов, накормил множество народа. Они быстро сравнили это чудо с тем, что произошло в пустыне при исходе, когда была эта манна, и тогда множество народа питалось чудесным образом, собирая эту манну каждое утро, готовя ее. И в течение сорока лет они жили ничего не выращивая, ничего не производя. Поэтому они сразу взглянули на Иисуса Христа как на некоего Моисея, который может накормить практически ничем множество людей.
Почему они искали Иисуса Христа? Христос говорит об этом Сам: «вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин 6, 26). Эту фразу можно понять так: Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса. Чудеса свидетельствуют обо Мне, что Я от Бога. Более того, чудеса свидетельствуют, что Он Сам есть Бог. «Вы ищете Меня не потому, что Я от Бога и не потому, что Я Бог. Вы ищете потому, что ели и насытились». То есть «вы ищете Меня по другим причинам. Вы ищете Меня не ради Меня Самого, а потому, что испытали насыщение, некую радость, момент какого-то счастья, успокоения». «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин 6, 27).
Это определение, которое вводит Иисус Христос, «пища тленная», не потому, что эта пища истлевает, то есть, если мы оставим ее, она испортится, но потому, что она не дает жизни вечной. Такая пища только подкрепляет наши силы, чтобы, в конце концов, мы дожили до нашей земной смерти. Она не дает нам жизни вечной. Но есть другая пища, которая несет в себе жизнь вечную. Пища, которая остается тогда, когда все материальное кончается. Когда все, в том числе, психологическое – все радости, которые мы можем испытать здесь от вещей земных, кончаются.
Тогда вспомнили иудеи про Моисея и сказали «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (Ин 6, 31). Они цитируют Писание, которое говорит: «хлеб с неба дал им есть». Эту цитату они применяют к тому, что было в пустыне во время исхода, во времена Моисея, и говорят: «Моисей дал эту манну. Отцы наши ели манну в пустыне». И думают, что манна – это и есть хлеб с неба, который Бог дал им, а Иисус Христос им отвечает: «истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой даёт вам истинный хлеб с небес» (Ин 6, 32). И вот эту фразу мы можем понять двояко.
Мы можем сказать: «Ладно, Иисус Христос говорит, что это был не Моисей, а Бог, Который дал манну». Но здесь хорошо бы прислушаться к некоторым частям этой фразы. «Не Моисей дал вам хлеб», – говорит Иисус Христос в прошедшем времени, но «Отец Мой даёт вам истинный хлеб», – говорит в настоящем времени. Тем самым Иисус Христос поясняет, что цитата, которую они используют: «хлеб с неба дал им есть», не относится к Моисею, а относится ко Христу.
«Хлеб с неба дал им есть…» О каком небе идет речь? О небе материальном – облаках, пространстве, космосе, оттуда, может быть, спустилась эта манна? Или о небе духовном, небе, где пребывает Бог? Это небо и хлеб, который нисходит оттуда, – это Сам Христос. «Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даёт жизнь миру» (Ин 6, 33). И здесь все, что было непонятно, становится яснее. Эта цитата относится непосредственно ко Христу: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин 6, 35).
Святой Августин, комментируя этот отрывок из Евангелия о чуде, говорит: чего искали иудеи? Они искали насыщения, земной радости, земного умиротворения, того, чтобы у них больше не было забот о том, где найти хлеб, как зарабатывать. Но искать нужно Христа ради Него Самого. Даже не потому, что Он успокоит нас, дарует нам радость, счастье – все это только следствие того, чем Он Сам является. Только Христа мы должны искать прежде всего, сделать Его целью своей жизни. Потому что Он и так цель нашей жизни, ради Него мы и сотворены. Нам нужно это только осознать.
И когда мы мучимы разными тревогами, беспокойствами о различных вещах, о хлебе насущном, материальном, то есть о пище, либо о каких-то земных вещах, радостях, удобствах, нужно еще раз вспоминать, того ли мы ищем, к тому ли стремимся. Христос говорит: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин 6, 27).
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 05.08.2018