В этом году Церковь следует Литургическому циклу «B». Всего есть три воскресных Литургических цикла, то есть воскресных чтений и тех тем, над которыми Литургия предлагает размышлять. Три этих цикла прежде всего характеризуются теми Евангелиями, которые читаются. И цикл «B», в котором мы находимся, как раз знаменуется тем, что мы читаем Евангелие от Марка. Мы читаем его, скажем, постепенно, то есть один отрывок за другим на протяжении различных воскресений, всего времени рядового. Однако когда мы подступаем к моменту, где Марк рассказывает о преумножении хлебов, Церковь решила, что поскольку цикла три, Евангелий – четыре, Евангелие от Иоанна остается вне трех циклов, то во второй цикл, когда мы размышляем об этом, вместо Марка возьмем Евангелие от Иоанна. Шестую главу, которая более полно об этом говорит.
И что тогда происходит? Что это Евангелие мы читаем в течение пяти воскресений подряд, значит, читаем шестую главу кусочек за кусочком, часть за частью. И начинается эта глава с рассказа о преумножении хлебов, который сегодня мы и прочитали, и услышали. О чем хотелось сегодня поразмышлять? Об одной строчке этого Евангелия. Это то, что сказал апостол Андрей, когда Иисус Христос спрашивал: «Как нам накормить такое большое количество людей?» Андрей сказал: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки» (Ин 6,10). Но к этому отрывку надо немножко подойти.
Хотелось бы немного вспомнить о том, чем является Церковь. Об одной из характеристик Церкви или измерений Церкви, реальности Церкви. Церкви как общности, как причастия или сопричастия – эти слова, которые все вместе более или менее передают реальность Церкви, скажем, один из аспектов ее реальности. Это Евангелие – или это событие, о котором рассказывают разные евангелисты, среди них и Иоанн, – событие преумножения хлебов, этого чуда, совершенного Иисусом Христом, всегда рассматривалось Церковью как указывающее на Евхаристию, на Святое Причастие. Если мы прислушаемся к словам Евангелия, то заметим в них вещи, которые напоминают, указывают на Святую Мессу, а именно жесты Иисуса Христа, когда приносят Ему хлебы и рыбу. Что пишет Евангелие? «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим» (Ин 6,12). Примерно эти слова священники повторяют во время преосуществления: «Взял хлеб, благословил, преломил, подал ученикам Своим». А также после этого события Христос говорит: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Ин 6,13). То есть после Причастия оставшиеся Остии хранятся в Дарохранительнице, «чтобы ничего не пропало», по многим причинам.
Но что такое Причастие? Слово «причастие»? По-русски: «при» и «часть», то есть это две части – «принимать участие, стать частью». Причаститься – значит, приблизиться, присоединиться к чему-то большему, чтобы сформировать нечто целое. Латинское слово, которое используется для причастия, – это слово «коммунио», переводится на русский язык как «общность». Слово «коммунизм», например, тоже происходит от этого – все общее. «Общность» также переводится как «соучастие» или «единение». Тогда Причастие и коммунио, что является тем же самым, – это невидимая духовная реальность, но реальность, которая происходит, в которой мы соединяемся с Богом, а поэтому соединяемся и между собою. То есть в Причастии Церковь объединяется особым образом через это единство со своим Творцом и Искупителем.
Церковь объединяется, чада Церкви объединяются между собою. Соединяясь, каждый из нас, с одним Богом, мы тем самым соединяемся и друг с другом, и между нами образуется эта общность – общее в Церкви, общее с Богом. То есть мы образуем нечто общее, без того, чтобы терять свою индивидуальность. Однако это единение, общность или соучастие не ограничиваются только моментом Причащения, но существуют всегда среди христиан. По крайней мере, эта общность должна осуществляться христианами.
В чем же выражается эта общность, это соучастие? В том, что каждый разделяет свои дары, свои способности, свое время с Церковью. Объединяет свою жизнь с Церковью, служа Богу и поэтому служа Церкви. К сожалению, эгоистичный человек таков, что привык брать, а не давать. И что обычно происходит? Что мы просто берем или требуем, чтобы нам дали. Эта позиция прямо противоположна реальности Церкви: мы требуем, нам всегда кто-то должен, а мы никому ничем не обязаны. Поэтому есть такое выражение: «Человек приходит в церковь, чтобы удовлетворить свои духовные потребности». То есть чтобы получить то, что ему надо. Эта фраза, в принципе, ошибочная, неправильная. Не только человек получает. Кроме того, когда мы отдаем или когда перед нами возникает перспектива того, что нужно что-то отдать, мы боимся понести потери, понести ущерб и не хотим. Поэтому часто мы требуем что-то от Церкви и требуем от Бога, но сами ничего не хотим предложить ни Богу, ни Церкви.
Тогда вернемся к нашему Евангелию и к той фразе, вернемся к мальчику. Причем здесь мальчик? Андрей говорит: «здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» (Ин 6,10). Люди были голодны. Кто их накормил? Кто дал им еды? У апостолов ее не было, они не предложили еды. Она была у одного мальчика, совсем немного. И имя этого мальчика мы не знаем – Евангелие его не называет. И возможно, что о нем потом все забыли. Мальчик дал все то немногое, что у него было, Иисусу. Иисус благословил этот дар, а апостолы раздали всем. И произошло чудо: все насытились благодаря небольшому дару со стороны мальчика, которого, возможно, никто не замечал. Иисус смог накормить множество народа благодаря щедрости одного ребенка, который пожертвовал тем, что у него было. И, скорее всего, без этого мальчика, Иисус не смог бы сотворить это чудо. Иисус не может сотворить чудес без наших даров. Мы требуем чудес от Иисуса Христа, от Церкви тоже много требуем, но часто ничего не даем, чтобы чудеса стали возможными.
Возьмем пример этого мальчика, пример для себя, – пример соучастия, причастия в деле Божьем, пример общности. И когда сегодня будем приступать к Святому Причастию, подумаем, чем мы сами можем послужить Богу и Церкви, что можем разделить с ними, что можем подарить Христу – Главе и Его Мистическому Телу – Церкви?
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 29.07.2018