Хотел бы сегодня обратить внимание на второе чтение, которое предлагает нам Литургия: «Братья: Теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф 2, 13). Апостол Павел пишет к Ефесянам и говорит о далекости и близости, имея в виду отношения между иудеями и язычниками. Вернее, теми иудеями и теми язычниками, которые стали христианами. Они были далеко друг от друга, потому что язычники следовали ложным богам, иудеи – истинному Богу, но между ними была вражда, то есть было большое разделение.

Он обращается к Ефесянам, говоря о них как о близких и дальних. Дальние – это язычники, которые были далеко от Бога; близкие – иудеи, которые были близки к Богу. И между ними существовала вражда. Потому что иудеи не хотели иметь ничего общего с язычниками, чтобы не повредить своей вере. Язычники, видя гордыню или гордость иудеев за ту веру, которую они сохраняли, тоже не особо хотели с ними иметь что-то общее. Павел же говорит, что вы «стали близки Кровию Христовою», то есть, что Кровь Христова сблизила вас. И продолжает: «…Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф 2, 14), соединивший иудеев и язычников в Церкви, то есть сделавший и тех, и других христианами, «упразднив вражду Плотию Своею» (Еф 2, 15).

Говорит: сначала Кровию Своею, теперь Плотию Своею, а потом дальше говорит, что Он в одном Теле примирил «обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нём» (Еф 2, 16). Христос пришел, «благовествовал мир вам, дальним и близким; потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф 2, 17-18). Таким образом апостол Павел говорит о том, как прекратить вражду. Ясно, он это пишет Ефесянам не потому, что у них все было хорошо, а чтобы призвать их к единству между собою. То есть тех, которые были язычниками и стали христианами и тех, которые будучи иудеями, стали христианами тоже.

Вражда, которая возникает между язычниками и иудеями, может возникнуть также и по другим причинам, например, между разными народами или конкретными людьми. В чем заключается эта вражда? Можно ее охарактеризовать примерно так. Каждый думает: «Я прав, другой – неправ. Правда за мной, сила за мной. Должны делать, как я хочу. А другие должны поменяться».

Как прекратить такую вражду? Со стороны мирских властей были попытки прекратить ее различными способами. Так, например, в Римской империи в религиозной сфере существовал синкретизм или релятивизм: принимались все религии тех областей, которые Рим захватывал, и все они становились государственными, если их адепты соглашались уважать остальные религии. Были некоторые вещи, обязательные для всех, то есть какие-то боги, которым нужно было возносить культ.

Соединили все религии. Почему релятивизм? Потому что это означает, что все религии одинаковые, нет какой-то одной истинной. Или просто у каждого народа свои верования. Так было в Римской империи времен Иисуса Христа, до Иисуса Христа и немного после Иисуса Христа, за пару веков до того, как она стала христианской. Это один способ, который, в конце концов, ничего не решает, и вражда остается. На примере иудейской войны мы видим, как несмотря ни на что угнетенные народы все равно имеют что-то против тех, кто их угнетает. Или все равно остается недоверие и все равно есть это стремление утвердить себя самого в ущерб всем остальным.

Другой способ, который был предложен в отношении религии, это атеизм. Значит, отменить все религии. Если религии являются, на первый взгляд, причиной вражды, надо от них отказаться, и без религии все заживут в мире. Что тоже не получилось, как с Французской революцией, так и с большевистской. То есть люди все равно продолжают враждовать друг с другом. Таким образом, человеческие усилия, по крайней мере, на данный момент, не увенчиваются успехом. Не все принимают релятивизм, не все соглашаются с тем, что не существует истины. Не соглашаются, потому что, в конце концов, истина есть, и она одна, и каждый претендует на то, что он ею владеет.

Однако, что же тогда поможет преодолеть вражду? Что бы помогло, достаточно сильным образом, преодолеть вражду между людьми, между народами или конкретными людьми? Помогает осознание существования одного единственного Бога, Который любит каждого человека и Который желает, чтобы все люди спаслись. Это помогает мне взглянуть на моего ближнего, с которым я враждую, совсем по-другому, то есть мы переходим на другой уровень понимания реальности. Мы не просто враждуем с моим соседом, но я знаю, что есть что-то надо мною, есть Бог надо мною, Который любит этого человека. Бог намного выше меня, знает намного больше, чем я, и намного добрее и мудрее, чем я. И понимание этого помогает по-другому взглянуть на ближнего, – это один аспект.

Другой аспект – это понимание того, что человек сотворен по образу Божию и призван войти в общение с Богом в вечной жизни, созерцать Его лицом к лицу. Тогда каждый человек, выходит, является образом Божиим, имеет невероятное достоинство, которое я не могу игнорировать. И когда я враждую с моим ближним, я должен остановиться и подумать: «Он – образ Божий. Бог его любит. Этот человек призван к тому, чтобы познать Бога, войти в общение с Ним, обрести жизнь вечную и радость на небесах. Он имеет высочайшее достоинство, равное тому достоинству образа Божия, которое есть и во мне». Тогда понимание достоинства каждого человека помогает прийти к тому, чтобы помириться с ним, примириться с ним.

Какова причина этого примирения? Не то, что мы урегулировали все разногласия, часто это будет потом. Сложно урегулировать разногласия, когда люди дерутся друг с другом. Можно, когда они садятся за стол переговоров, когда они готовы слышать друг друга, когда они объявили перемирие, и тогда можно решить эти вопросы. Причина этого мира, примирения – Христос, как мы слышали в послании Павла, Кровь Христова, Плоть Христова – то есть Жертва Иисуса Христа, которая являет любовь Божию нам. Поэтому мы видим, как Бог любит нас, как Бог любит моего ближнего, с которым я пока враждую. Видение этой любви, осознание этой любви требует от меня измениться, полюбить моего ближнего, как Бог его любит, или, по крайней мере, постараться.

Эту любовь Христос явил на Кресте. Крест – это жертва, значит, и мне чем-то придется пожертвовать, по крайней мере, не наказать моего ближнего сразу. То есть не требовать сразу, чтобы он изменился, потерпеть. Терпение – это жертва, которую нужно принести, чтобы, если я прав, а мой ближний не прав, привести его к осознанию его неправоты, чтобы он обратился, привести его к познанию истины вместо того, чтобы уничтожить, размазав аргументами.

Однако даже среди христиан, которые признают Бога, не получается до конца избежать вражды. Даже прихожане часто друг с другом не ладят. Мы вновь возрождаем эту вражду, вновь теряем мир в той степени, в которой удаляемся от Христа, в той степени, в которой забываем о Его жертве, о Его любви к нам и к грешникам, которыми являемся мы сами и те, кто нас окружает. Отделение от Христа, отдаление от Христа порождает вновь вражду, которую мы часто наблюдаем между верующими.

Поэтому еще раз осознаем: давайте искать Христа, стремиться все более приближаться к Нему, все более познавать Его любовь к нам. Тогда мы сможем найти способ упразднить и ту вражду, которая часто возникает между нами.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 22.07.2018