Иисус Христос направляет Своих учеников, Своих апостолов на проповедь. Направляет в разные города. Направляет на особую миссию: возвещать Царство Божие. Миссия апостолов – это также и миссия Церкви. А это значит, что это миссия каждого христианина, то есть каждый верующий человек, верующий христианин по сути своей должен быть апостолом. Что проповедуют ученики? Сегодняшний отрывок из Евангелия говорит нам, что они проповедовали покаяние. Что означает это слово, что они проповедовали? В греческом варианте есть слово, которое звучит как μετανοωσιν – мэтаноОсин, μετάνοια – «Метанойя» – о котором может быть уже слышали, которое означает «обращение», то есть изменение ума, изменение образа мыслей и образа поведения, которое следует образу мыслей. Значит, покаяние означает «обращение», без покаяния нет обращения или, можно сказать, что если человек не обратился, то и не покаялся.
Покаяние – обращение ума – означает перестать думать и судить о жизни и о поступках по-мирски или как судят об этом люди мирские, которые, в основном, живут во грехе. Это обращение означает повернуть свой ум к Богу и начинать жить по воле Божьей, по Заповедям Божьим. Тогда, если мы говорим о миссии апостолов, которые проповедовали покаяние обращением, то наша миссия такая же: разделить с Богом дело спасения людей, то есть приводить людей к покаянию, к тому, чтобы они обратились к Богу. Каких людей? Конкретных людей, с которыми мы встречаемся, тех, кого мы знаем.
Однако, существует это искушение сказать себе самому: «Ну, кто я такой, чтобы проповедовать другим людям»? И, действительно, кто мы такие, чтобы проповедовать другим людям? Примерно это сказал лжепророк Амосу: «Не пророчествуй. Не проповедуй здесь. Уходи отсюда». И тогда пророк Амос, который проповедовал, сказал: «я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю» (Ам 7, 14-15). И когда мы задаем себе этот вопрос: «Кто я такой, чтобы проповедовать другим?» -, ответ этот – «Да, никто, но Господь говорит тебе: иди, пророчествуй, то есть, иди, приводи других к покаянию, к обращению.
Проблема в том, что когда мы пытаемся обратить другого человека, указать ему, что он поступает неправильно и подсказать, как правильно поступать, то часто люди нас просто не воспринимают, и мы боимся, что они совсем не будут нас воспринимать, и мы будем биться о стенку. И тогда проще всего ничего не говорить, а просто про себя сказать: «Ну, этот человек – злодей, он грешник, с ним ничего не сделать». Часто человек не может или не готов измениться кардинальным образом. То есть конкретный человек, грешник, которому мы можем помочь, которого мы могли бы обратить к Богу, на данный момент не способен на это. Не хочет: в силу своего характера, в силу различных причин, в силу того, что он жесток сердцем, то есть сердце его еще жестко и не способно поддаться на проповедь, на увещевание, даже на слова любви. Возможно, что такого грешника не научить жить по заповедям. Человек, который, например, привык жить распутно, скорее всего, сразу не захочет жить целомудренно, не поймет ценность целомудрия. И что делать в таких случаях? В данных случаях следует проявлять терпение и действовать подобно Богу. А Бог действует, можно сказать, стратегически.
Если мы посмотрим на историю спасения, и как Бог действовал в Ветхом Завете, то увидим, что Он не сразу требовал всего. Например, Он подготавливал людей шаг за шагом к тому, чтобы они приготовились принять большее требование Его закона, постепенно подводя их к этому. Например, в Ветхом Завете – мы помним еще из Евангелий – оставалась возможность развода, то есть можно было развестись со своею женой, дать ей разводное письмо и жениться на другой. О чем Иисус Христос сказал: «Этого не должно быть. Это неправильно. Это не замысел Божий». На что ему ответили книжники: «Да, но ведь Моисей нам так позволил», а Иисус Христос ответил: «По жестокосердию вашему он вам это позволил», то есть, зная, что ваше сердце еще не готово принять такие требования и им следовать.
Из истории, скажем так, не очень давней. Когда открыли Америку, и в Южную Америку приехало много католических миссионеров–иезуитов, которые проповедовали среди местных жителей, то они примерно 70 лет, насколько я помню, никогда не проповедовали о шестой заповеди, то есть о целомудрии. Потому что они поняли, что эти люди жили в распутстве, для них это было что-то абсолютно нормальное, они так считали. И переубедить их, особенно понимая, что они были не очень далекими, для них все было новое, что было в христианстве, было сразу невозможно. То есть этого они не поймут, не примут. И поэтому иезуиты проповедовали другие вещи, но об этом пока не говорили, готовя их к тому, чтобы принять то, что является очень высокими требованиями. А теперь мы знаем, сколько священников из Южной Америки прошло через этот приход, сколько священников теперь проповедуют и сами стали апостолами, миссионерами.
То есть, иногда есть трудные случаи, в которых нужно проявить терпение и не сразу выставлять все требования. Но это не значит, что мы от них отказываемся. Это значит, что конкретному человеку на данный момент они не по силам. Если мы ему их предъявим, то он отвернется от любой возможности приблизиться к Богу. Поэтому тем людям, с которыми мы встречаемся, у которых сердце жестокое, жесткое, твердое, которые еще не способны принять всей строгости Евангелия, всей строгости Закона Божьего, записаного в нашем сердце, надо потихоньку открывать Божественные истины. Прежде всего, что Бог един, что Он все сотворил, и что Он призывает нас войти в общение с Ним. И постепенно приводить их к тому, чтобы они сами все больше и больше хотели узнать то, что Бог замыслил о нас, и каковы Его заповеди, и почему они именно таковы.
Поэтому сегодня, слыша строки Евангелия, в которых Христос посылает апостолов, принимаем их и на свой счет. Он посылает и нас, чтобы мы проповедовали покаяние, то есть, обращение, чтобы люди пришли к Богу.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 15.07.2018.