«Вера твоя спасла тебя», – сказал Иисус Христос той женщине, которая страдала кровотечениями и была исцелена. Так же говорит Иаиру, начальнику синагоги: «Не бойся, только веруй». Вера приносит исцеление, вера приносит воскресение. Понятно, что исцеляет и воскрешает Иисус Христос, но от человека требуется вера, требуется доверие. Вера приносит  спасение. Когда Иисус Христос совершал воскресение дочери Иаира, были люди, которые не воспринимали Христа серьезно, смеялись над Ним, то есть не верили в Иисуса Христа. Они были удалены и не видели, как произошло чудо воскресения, воскрешение дочери Иаира, – потому что они не верили.

Вера, которая спасает. Сегодня хочу немножко поразмышлять о том, что эта вера означает. Вера в Иисуса Христа, вера в Бога… Но я хочу затронуть еще одну тему. Вера в Иисуса Христа неразрывно связана с верою в Его Церковь. Когда мы молимся во время Святой Мессы по воскресеньям и в  большие праздники, мы читаем Символ Веры: «Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли», а в конце также читаем: «Верую во единую Святую Вселенскую и Апостольскую Церковь».

Что это значит – верить в  Церковь? Зачем нужно верить в Церковь? Ведь надо верить в Бога – не  в людей, не в здания, не в какие-то структуры –  можно так сказать. Многие люди, возможно, так и воспринимают веру в Бога, потому что  видимым образом они  к Церкви не привязаны. То есть для них Церковь – вещь такая неважная,  необязательная, это хорошее место, красивое, там вместе молятся. Но можно, в принципе, и без Церкви обойтись, считают они. Может быть, так не говорят и не думают, но подразумевают. Они как будто хотят спастись без Церкви. Думают: «Достаточно того, что я верю в Иисуса Христа» и не понимают, что верить во Христа – значит, верить во все то, что Он сделал, в то, что Он установил, – в Его Церковь.

Эти люди, которые таким образом не верят в Церковь, пытаются или внутренне надеются спастись без Церкви, не верят и в Иисуса Христа. По крайней мере, их Христос – только частичный образ Того, реального, то есть это не весь Христос. Они выносят Его часть – Церковь – за скобки. Мы знаем, что Церковь есть мистическое  тело Иисуса Христа. Отцы Церкви говорили так: «Церковь и Христос вместе являются Всем Христом». Если мы рассматриваем их по отдельности, то Христос – это Глава, а Церковь – Его Тело. И мы спасаемся через Христа – Всего – а, значит, спасаемся через Церковь.

Почему так важна Церковь? Сам Христос Ее установил, и мы помним Его слова, обращенные к Петру: «Ты – Петр (что означает камень – прим.свящ.), и на сем камне Я воздвигну Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16.18). Церковь как орудие спасения, Церковь как то, через что Христос спасает. «Вне Церкви нет спасения», – так говорили отцы Церкви, так записано в Постановлениях Вселенских Соборов. Потому что Христос и Церковь едины. И кто спасается – спасается только через Христа, и кто обретает жизнь вечную – обретает ее посредством Церкви. Вне Церкви, Христом основанной, вне святой иерархической Церкви, нет спасения и нет смысла его искать. Это значит, верить во Христа ущербного, если не верить в Его Церковь, в замысел, который  у Него есть относительно Церкви. Поэтому еще раз: верить во Христа – значит, верить и в Церковь. В этом есть замысел Божий, чтобы мы спасались в Церкви и через Церковь.

Бог не является каждому по отдельности, но является посредством свидетельства Церкви, проповедей, других верующих людей, их свидетельства. А если и является и общается, то это случаи исключительные, а не обычный способ, каким Бог действует и каким хочет действовать. Поэтому замысел Божий в том, чтобы мы спасались в Церкви и через Церковь, и если мы верим Богу, то должны верить и Церкви, которую Он основал, ибо в ней находится средство нашего спасения, которое Бог Сам установил. Это Его воля, Он захотел, чтобы мы были спасены таким образом. Средство, которое Он установил,  –  это Откровение, Церковью хранимое и верно преподаваемое учительством Церкви.

Вспомним из Катехизиса то, что мы изучали об Откровении. Есть три источника, из которых мы черпаем Откровение: Священное Писание, Священное Предание, хранимое в Церкви, и учительство Церкви – то, как Церковь объясняет и Писание, и Предание. Таким образом, чтобы нам понять, что Бог хочет нам передать даже через то, что мы можем взять самостоятельно, – Священное Писание – нам нужна Церковь, Им установленная, чтобы проповедовать всем народам, чтобы спасать всех людей. Поэтому не верить в Церковь и не верить Церкви, значит, не верить во Христа и не доверять Христу. Не верить в Церковь, значит, не доверять тому, что Христос начал и что Он постоянно поддерживает, то есть Его Церкви, о которой Он постоянно заботится как о средстве спасения.

Вывод, который напрашивается: нам следует верить Христу. Верить Христу, а, значит, и Церкви. Искать спасения у Христа, поскольку только Он может спасти, но, значит, искать спасения и у Его Церкви, потому что Он спасает через нее. Доверять Иисусу Христу, а, значит, доверять и Его Церкви. Церкви, которая является великой тайной, оставленной Христом после Своего Вознесения. Церкви, которая является средством нашего спасения. Несмотря на слабости человеческие, Церковь все равно является делом Божьим, делом Христа. Будем же верны Христу, будем же верны и Церкви, которую Он основал.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно ссылке Проповедь 01.07.2018