Царство Небесное подобно семени, которое человек посеял в землю. Когда Иисус Христос использует эти слова, Он говорит о Царстве Небесном, которое находится в развитии, которое вначале только семечко, а потом вырастает в прекрасное растение. Семя пшеницы, либо семя горчичное – вот два примера, которые мы сегодня слышали в Евангелии. Растения, которые вырастают и плодоносят. Царство Небесное подобно семени. Если мы думаем о семени, думаем о растениях, то это напоминает нам о множестве растений, которое мы называем садом. И в связи с тем, что Царствие Божие, Божие дело – сад, также вспоминаем два примера сада из Священного Писания.

Первое – это Эдемский сад, в котором Бог поселил Адама и Еву среди растений и животных, которых туда поместил. Второе – это сад, в котором Иисус Христос был погребен, в котором Он воскрес и был принят за садовника Марией Магдалиной. Сад. Христос – садовник. Растения, которые Он выращивает, – это мы. Семя Он сеет в наши сердца, и это семя должно принести свои плоды. Таким образом, мы можем сказать, что выращивает в нас Иисус Христос? – Вечную жизнь. Растит в нас наше же спасение, ведет нас ко спасению.

«Не знает человек, как семя растет» – об этом мы читали сегодня в Евангелии. Сокрыто то, как семя вырастает, потому что Бог дает ему силы расти, Бог выращивает это семя, которое посеяно в нашей душе – это Царство, которое растет в нашей душе, Его Царство. Однако, все ли здесь зависит от Бога? В притче пишется, что человек ничего не делает, а семя растет. Но семя растет – это дело Божие. Царство Божие в нас растет. Но оно также нуждается и в нашем сотрудничестве, в наших усилиях. Мы читали сегодня во втором чтении: «Каждому будет дано соответственно тому, что он делал, живя в теле. Доброе или худое». То есть от человека все равно что-то зависит.

Святой Августин передал это следующими словами, над которыми иногда надо задуматься, так как если прочитать быстро, то может быть и непонятно. Он говорит: «Бог, сотворивший тебя без тебя, не сможет спасти тебя без тебя» (Проповедь 169, 13). Такая игра слов. «Бог сотворил тебя без тебя» – то есть ты не участвовал в этом, это полностью инициатива Божья и нет твоей заслуги в том, что ты существуешь. Но Бог не спасет тебя без тебя, то есть без твоего сотрудничества. Потому что, если ты не будешь над спасением работать, то Бог не сможет тебя спасти. Значит, не сможет вырасти это семя, которое Он в тебе посеял, – Царство Божие.

Сотрудничать, значит «со-трудиться», трудиться вместе с Богом. Что происходит с семенами? Небо посылает дождь, чтобы семя могло вырасти и превратиться либо в цветущее дерево, либо в налитый зерном колос, и приносить плоды. Есть дождь, который Бог посылает, природа посылает. Но мы можем сделать так, что это семя не вырастет, засохнет и умрет, если закроем его от дождя, если не позволим, чтобы эта божественная влага давала ему жизнь, подпитывала его. Как поливает Господь наши семена? Бог посылает Свою благодать, Свою помощь, чтобы наше Небесное Царство росло. Если же мы закроемся от этой благодати, то ничего не вырастет, наоборот, то, что было посеяно в нас, – умрет.

Так бывает с тем, кто начал жить духовной жизнью, но потом отошел и вера его умерла. Или, может быть, не умерла, но осталась семенем, которое не взошло и все еще лежит в земле. Почему так происходит? Почему мы не получаем Божью благодать, не получаем этого божественного дождя? Мы живем в современном мире, где очень мало благодати, то есть очень мало Божьего, божественного. А то, что встречаем, часто не божественное. Что есть в изобилии в современном мире? Другие дожди, кислотные: отрава греха, земных забот, ложных устремлений – стремлений к достатку, богатству, власти, к различным вещам, которые мы получаем вместо благодати. То есть наши мысли, наша душа, наш дух заняты вещами мирскими. И таким образом, мы по большей части похожи на ту травинку, которая еле-еле пробивается в трещине асфальта большого города. Воды получает мало, питательных веществ в земле мало. Либо похожа на цветочек, который растет на балконе в горшке, в который тоже поступает мало воды, мало там и земли.

Что же нужно делать в таких случаях? Нужно поливать, нужно стараться сделать так, чтобы как можно больше Божьей благодати, Его небесного дождя достигало нашей души. Надо поливать свое семечко, то семя, которое Бог посадил во мне.

Чем же его поливать? Поливать всем тем, что дарует Божья благодать, использовать те многие источники, которые есть в нашем распоряжении, в распоряжении Церкви. Понятно, что главнейший из них, который люди, здесь присутствующие, используют, – это Святая Месса, Евхаристия, Святое Причастие, которое наполняет наши души благодатью. Это также исповедь, посредством которой мы возвращаемся к жизни в благодати, если потеряли благодать Божию. Но кроме этих двух вещей есть еще очень много важного, например, молитва, ежедневная молитва.

Молитва является, как говорит Катехизис Католической Церкви, вознесением души к Богу, то есть приближением души к этому источнику благодати. Это единение души со своим Творцом и Спасителем – соединение, союз, обретение совместной жизни, той, которая в полноте будет получена уже после нашей смерти, в жизни вечной. Но мы уже сейчас потихоньку в ней растем, когда молимся. Поэтому плодотворной ежедневной молитве, этому молитвенному единению, помогает следующее средство – духовное чтение с размышлениями.

Прежде всего, конечно, это Священное Писание. Конечно, если кто-то не прочитал целиком, по крайней мере, Новый Завет, должно быть стыдно. Но, один раз прочитав, нужно вновь и вновь к нему возвращаться. Мы возвращаемся к нему во время Святой Мессы, почитаем Священное Писание. А те, кто ежедневно участвует в Святой Мессе, перечитывают Евангелие год за годом, перечитывают Новый Завет – и также Завет Ветхий, по крайней мере, частично. Что значит чтение духовное? Это значит не читать, как газету, как новости, но читать и вчитываться, размышлять, открывать свое сердце и стараться вникнуть в то, что Бог говорит мне этими строками, строками Евангелия либо других книг Священного Писания, чему Бог хочет меня научить. Духовное чтение – это чтение-молитва, чтение перед Богом, в присутствии Божьем, в котором мы вслушиваемся в Его слово.

Но кроме Священного Писания есть тоже немаловажные писания, так, например, Святоотеческие писания, то, что писали отцы Церкви, а также творения святых, через которые Господь обращается к нам и учит нас, как лучше приблизиться к Нему – в нашей молитве, а также в наших поступках.

Еще одно средство для того, чтобы семя наше росло, – Катехизис. Наверное, все католики уже изучали Катехизис, либо когда были маленькими, либо когда были взрослыми, в зависимости от того, кто когда стал католиком. Однако катехизация не заканчивается. Если у вас теперь нет занятий, то это не значит, что не нужно углублять свою веру, которую Церковь сохраняет и передает. А значит, нужно читать Катехизис, обращаться к нему, когда возникают вопросы. Если вопросы не возникают, обращаться, чтобы они начинали возникать. К большому Катехизису, то есть не к маленьким книжечкам, а к самому полному, углублять свои знания, полученные на катехизации. Кроме Катехизиса хорошо читать также документы Церкви: постановления Вселенских Соборов, Послания Римских Пап, которые тоже помогают углублять нашу веру.

Следующее, что помогает возрастать тому семени, которое в нас посеяно, – конференции, которые проходят в приходе или проводятся в других местах, а также духовные упражнения. Это если не замена, то продолжение духовного чтения с размышлением. Только эти размышления делают за вас, помогают вам глубже понимать те истины, которые вы часто уже знаете.

Также – создание приходских групп: молитвенных, объединенных целями молиться за определенные вещи, групп, которые занимаются делами милосердия; участие в этих группах, в жизни Церкви. Участие не только в Святой Мессе в воскресенье как некое дополнение к своей жизни, но чтобы наша жизнь проходила в Церкви, чтобы мы были заинтересованы жизнью Церкви, нашего прихода, который является частью Церкви.

И напоследок еще одно средство для того, чтобы вырастить наше семя, то семя Небесного Царства, которое Бог сеет в наших душах, это духовное руководство. Слышали, наверное, бывают такие люди – духовники. Духовник – это не тот, кто исповедует (тот – исповедник), это тот, кто помогает расти вашей духовной жизни. То есть человек, который помогает советами о том, как лучше молиться, с большими плодами, который помогает искоренить наши пороки, злые привычки, склонности ко греху, которые у нас есть, чтобы семя нашей веры, семя Царства Божия росло и расцветало в нашей душе.

Мы не должны бросать наше духовное растение, нашу духовную жизнь на произвол судьбы, на произвол мира сего, который постоянно влияет на нас и отравляет нашу духовную жизнь. Мы сами должны стараться вырастить это духовное растение вместе с Богом, сотрудничая с Ним, в прекрасное дерево, которое расцветет во всей красе в жизни будущей, и уже сейчас, в жизни земной, будет являть Славу Божию, возносить Ему хвалу, а также свидетельствовать о Боге перед миром.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 17.06.2018