«Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения во век, но подлежит он вечному осуждению» (Мк 3:29). Хула на Святого Духа – та тема, которая является очень интересной, которая вызывает в нас опасения. Что это значит – хулить Святого Духа? Что бы мы ни делали другое, какие бы грехи ни совершали – есть возможность их простить, но грех против Святого Духа не может быть прощен.

Что же это за грех, грех против Святого Духа? Об этом пишет, например, святой Иоанн Павел II в своей энциклике «Господа Животворящего» (46,47), посвященной Духу Святому, действующему в Церкви, и ссылается на Фому Аквинского, который как раз разбирает этот вопрос (Св. Фома Аквинский, STh.II-II, q. 14, aa. 1-3): «Хула на Святого Духа – грех, который не может быть прощен». Фома Аквинский говорит, что существуют три определения греха против Святого Духа, что в истории, в богословии этот грех понимали трояко. Были люди, которые интерпретировали это буквально – как произнесение богохульства против Святого Духа.

Другие, среди них, прежде всего, Святой Августин, полагали более глубоко, что хула на Святого Духа или грех против Святого Духа представляет собой окончательную нераскаянность. Это значит, что человек до самой своей смерти упорствует в смертном грехе. Почему же это грех против Святого Духа? Потому что покаяние и отпущение грехов – суть дела Святого Духа. То есть, раскаяние человека и отпущение его грехов – это дело Святого Духа, но если человек вплоть до самой своей смерти упорствовал в смертном грехе, то не сможет получить отпущения грехов.

И третье определение – это не только нераскаянность в смертном грехе до самой своей смерти, то есть когда человек умирает со смертным грехом на душе, не желая покаяться, но также то, что это грех преднамеренный – человек грешит по злому умыслу. Что это означает? Почему по злому умыслу? Не всякий раз этот грех будет грехом против Святого Духа, но может быть таковым, и тогда ему не будет прощения. Это происходит тогда, когда человек презирает то, что может отвратить его от зла. То есть, когда человек избегает того, что поможет ему покаяться, что может отвратить его от зла.

И есть средства, которые ведут к покаянию, например, надежда. Надежда на то, что Бог меня простит, что если я раскаюсь и попрошу у Него прощения, то Он мне отпустит мои грехи. Когда приходит отчаяние, когда нет больше надежды – это грех против Святого Духа, потому что человек не хочет обратиться, не хочет раскаяться, потому, что не видит возможности в этом.

Либо другое средство – страх наказания. Человек может покаяться, раскаяться из-за страха наказания, помня о том, что в будущей жизни его ожидают два пути: либо вечная радость с Господом в раю, либо вечное наказание в аду. Этот страх перед вечным наказанием тоже может привести к покаянию. Но страх уничтожается превозношением, то есть самомнением, что я сам справлюсь, что мне каяться не нужно, просить прощения не нужно, я и так достигну Царства Небесного – то есть нет страха. И человек отказывается от этих средств и других вещей, которые препятствуют человеку избавиться от греха. Таким образом, есть разные виды греха против Святого Духа, греха, которому не может быть прощения, греха, когда человек сопротивляется Святому Духу.

Перечислим грехи: во-первых, отчаяние, о котором было сказано; самонадеянность, когда мы думаем, что справимся сами и помощь нам не нужна, мы ничего не боимся; нераскаянность, когда человек не раскаивается, упрямство в грехе; противление открывающейся истине – человек сопротивляется той истине, которая ему открывается, истине о том, что правильно, что неправильно, какие поступки добрые, какие злые, а также последний –  зависть к духовным благам своих братьев, к тому, что другой человек духовно возрастает – и такое бывает. Что же? Почему эти грехи являются грехами против Духа Святого и не могут быть прощены? Не могут быть прощены как раз потому, что человек сам отказывается от прощения, закрывается от действия Духа Святого.

И эти шесть видов грехов Святой Фома Аквинский разделяет на три категории, говоря, что они связаны с тремя вещами: во-первых, с судом Божьим, во-вторых, с дарами Божьими и, в-третьих, с самим грехом. Суд Божий мы воспринимаем двояко, мы знаем, что суд Божий неразрывно связан и с милостью, милосердием. Бог наказывает, но милует тех, кто к нему обращается, милостив к тем грешникам, которые просят прощения. И поскольку есть эти два: суд и милосердие, то сопротивление им является непростительным грехом.

Милосердие Божье вызывает в нас надежду, и мы с надеждой прибегаем к Богу-Отцу, зная, что Он нас простит, надеясь, что Он нас простит, и поэтому каемся. В противовес надежде идет отчаяние. Человек, который отчаивается, то есть который сопротивляется надежде, не хочет с надеждой смотреть на Бога, на Его милосердие – тем самым закрывается от действия Божьего Духа, Духа Святого. Тем самым закрывается от раскаяния и не может быть прощен, потому что сам этому сопротивляется. Втрое – это сам суд Божий, то есть опасность того, что мы будем судимы за грехи наши, и размышление об этом вызывает наш страх. Страх, не тот, который парализует, но который является вызовом и говорит: «не надо грешить, надо сопротивляться, либо, если я согрешил, то надо раскаиваться, чтобы не быть наказанным». Но страху противостоит эта самонадеянность, когда я уверен, что всё и так будет хорошо, никто меня не накажет. И самонадеянный человек тоже закрывает сердце свое от действия Святого Духа и от желания покаяться, обратиться к Богу и изменить свою жизнь.

О Божьих Дарах, относящихся к покаянию. Их два: истина, утверждение истины, то есть, когда Бог дает нам познать истину посредством других людей, посредством Церкви. Особенно это касается заповедей, и прежде всего, любви к Богу, правды о нашей истинной природе и о нашем спасении. Этому открыванию истины противостоит внутреннее противление, когда человек говорит: «Я не хочу об этом слышать, я не хочу этого знать, я хочу сохранить за собою свободу грешить». Потому что, когда я не знаю, меня внутренне это ни к чему не обязывает. А когда ты знаешь, что так неправильно, то чувствуешь обязанность не поступать так. Все водители более или менее знают правила дорожного движения и понимают, когда нарушают их, и в основном, стараются не нарушать. Сопротивление истине – не хочу знать.

Другое – внутренняя благодать, которая дается, благодать от Бога, чтобы отвечать на Его призыв. Сопротивление этой благодати – зависть, зависть по отношению к благодати, которая растет в других людях. Тем самым человек сопротивляется Божьей благодати, которая распространяется в мире, и сам встает против Божьего действия, действия Духа Святого, которые Он производит в его сердце.

Со стороны греха тоже есть две вещи, которые удерживают нас от того, чтобы грешить, либо, если мы согрешили, приводит нас к тому, чтобы покаяться. Первое – понимание того, что сам грех является вещью постыдной, неупорядоченной, неправильной; осознание того, что сам по себе грех неправилен. И это побуждает человека к раскаянию.

Противоположность же этому – не рассматривать все зло, которое содержится в грехе, и это есть нераскаянность, когда я не хочу признавать злобу своих грехов, не хочу каяться. Намеренное нежелание каяться.

Вторая вещь связана с тем, насколько ничтожно то благо, которое мы получаем, совершая грех. То есть, когда мы совершаем грех, мы чего-то хотим, какой-то радости, какого-то удовлетворения. То благо, которое мы себе представляем, не истинное, оно только в нашем воображении, и когда мы видим, что все те радости, которых мы можем достичь посредством греха, кратковременны, ничтожны, они не делают нас счастливыми, то это ведет нас к раскаянию в том, что мы сделали, чтобы Бог мог простить нам грехи.

Противоположностью же этому является упрямство, когда я становлюсь упрямым в своих грехах, совершая их просто потому, что всегда совершал и буду дальше совершать, пускай они мне и не принесут большой радости. Тогда человек утверждается в своем намерении прилепиться ко греху.

Вот шесть разновидностей греха против Святого Духа.

Почему же грех против Святого Духа не может быть прощен? Не может быть прощен в том случае, когда человек умирает со смертным грехом – то есть, не хочет раскаяться. Невозможно его простить, ибо невозможно простить грех после смерти. Нераскаянность непростительна, поскольку у Бога нет возможности ее простить. Смертный грех человека не может быть прощен в будущей жизни без его раскаяния в жизни этой. И это главная причина, по которой грех против Святого Духа не может быть прощен.

Но что касается тех разновидностей грехов: отчаяния, упорства в грехе, самонадеянности, то поскольку они являются сопротивлением Святому Духу, то пока они существуют, они не могут быть прощены, и Святой Дух не может действовать в сердце человека потому, что сам человек Его выгоняет, ставит Ему препятствие.

Но все-таки эта невозможность не является абсолютной, то есть Бог может сотворить чудо и обратить сердце человека. Может возвратить духовное здоровье такому человеку и в таком случае грех может быть прощен. Это достаточно подробно разбирает Фома Аквинский. Это учение Католической Церкви, но к чему оно нас призывает? Призывает к тому, чтобы мы осторожно относились к этим видам грехов, когда приходит искушение: отчаяния, самонадеянности, зависти к духовному благополучию и росту других людей, то есть, когда эти грехи в нас появляются, когда они являются только еще искушениями, с тем, чтобы нам не поддаваться им. Потому что, поддавшись, мы ставим препятствие Богу, и Ему сложно будет нас спасти. Мы сами можем сделать наше спасение невозможным

Попросим Господа нашего Иисуса Христа, чтобы он даровал нам благодать никогда не хулить Святого Духа, не согрешать против Того, Кто дарует нам спасение.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 10.06.2018