В то время:
20 Иисус с учениками Своими приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. 21 И, услышав, ближние Его пошли взять Его; ибо говорили, что Он вышел из себя. 22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. 23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану? 24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то. 25 И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот. 26 И если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришёл конец его. 27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного; и тогда расхитит дом его. 28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; 29 но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. 30 Сие сказал Он, потому что говорили: в Нём нечистый дух. 31 И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. 32 Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сёстры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. 33 И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? 34 И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; 35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Иисус возвращается домой. Здесь Он сталкивается с обвинениями близких родственников, уверенных в том, что Он из-за того образа жизни, который вел до сих пор, лишился рассудка (с греч.). Часто в Церкви можно встретить людей, посвятивших свою жизнь другим, жертвующих собой. Если из-за этого они пренебрегают своей семьей, то встречаются со справедливыми упреками. В случае с Иисусом сопротивление вызывало то, что Он начал что-то совершенно иное. Его деятельность не вписывалась в рамки прежде принятых и известных норм. Его учение было новым, с властью (Мк 1,27), с прежде невиданными чудесами (Мк 2,12). Евангелист Марк показывает Иисуса во всем спектре новизны, а это поражало и в то же время пугало близких, а также набожных книжников.
У еврейской элиты также было много обвинений в адрес странного для них Учителя. Они подозревали Его в сотрудничестве с дьяволом, однако сам Иисус объясняет нелогичность такого мышления. Невозможно приписать демону то, что является действием Святого Духа. Если намеренно отвергать благодать Божию, то такое отношение исключает из круга спасения: прощения грехов и вечной жизни в доме Отца. К противоположному отношению призывает святой Павел: «Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор 4,15–16). Князь мира сего способствует запутанному мышлению, блокированию Божьей благодати, которую уделяет Бог, когда проповедуется Слово Божье. Сомнение в Божьей силе и неверие – частые товарищи на пути людей крещенных, считающих себя верующими. Необходимо понять причину этого состояния. Если мы ничего не делаем для того, чтобы благодать умножилась для славы Божией, если мы не умеем и не желаем выражать благодарность Богу, то не стоит удивляться тому, что сомнение все сильнее и сильнее укореняется в наших сердцах и мыслях. Недостаточно знать, что «ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин 12, 31б). Необходимо призывать имя того, в котором наше спасение, который призвал нас из тьмы в чудный Свой свет (см. 1 Петр 2,9).
Иисус хотел привести к свету веры тех, кто жаждал Его слова. Когда приходят самые близкие, постоянно беспокоящиеся о своем странном родственнике, снова находят Его в окружении толпы. И эта толпа восхваляется за то, что слушает и принимает Слово Божье. Может показаться, что святой Марк показывает веру анонимной толпы в противовес неверию ученых, которые противостоят «юродству проповеди» (см. 1 Кор 1,21). А Иисус питает народ, провозглашая ему истину о Царстве Божьем. Вскоре Он пойдет дальше и преумножит хлеб для них в пустыне. Те, кто последуют за словом Иисуса, станут свидетелями чуда преумножения. Не понимают этого те, кто находится вне дома. В том числе и близкие Иисуса. Они не входят внутрь, в дом, чтобы вместе с другими стать участниками становления Слова, рождения веры. Они хотят, чтобы Иисус вышел к ним. Однако это направление невозможно, потому что Бог послал своего Сына в мир, чтобы спасти его, не осудить (см. Ин 3,16). Иисус, Сын Божий, стал Человеком, одним из нас – вошел внутрь «человечества». Не понимают этого часто те, кто не желает быть в общине Церкви, оценивая ее только извне, зачастую не понимая процессов, благодаря которым Царство Божье распространяется и в Церкви и в мире.
Посему не будем только внешними наблюдателями Церкви, выискивающими ее ошибки и грехи, но уподобимся тем, кого Господь похвалил: «Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии
Епархии св. Климента в Саратове
Послушать аудио можно по ссылке 10-е рядовое воскресенье