Сегодня  Церковь празднует Торжество Пресвятого Сердца Иисуса. Июнь сам по себе посвящен Пресвятому Сердцу Иисуса, и в течение всего  месяца мы поем или читаем эту Литанию к Нему. И хорошо поразмыслить о тех воззваниях, которые мы слышим, на которые мы отвечаем: «помилуй нас». Но чтобы немножко больше понять эти воззвания, стоит обратить внимание на финал, то есть на особенное окончание этой Литании. Священник провозглашает: «Иисус, кроткий и смиренный сердцем», и все отвечают: «Сотвори сердца наши подобными Сердцу Твоему». Можно сказать, что в этом конце ударение ставится на Христе, кротком и смиренном, но поскольку мы произносим его также после всех воззваний Литании, то мы можем  размышлять о том, что он относится и ко ним всем.

Что же это за воззвания? Есть в ней первые воззвания, которые  подобают лишь Сердцу Христову, то есть мы понимаем, что они обращены именно к Его Сердцу. Так, например: «Сердце Иисуса, Сына Отца Предвечного, в лоне Девы Матери от Духа  Святого зачатое», « …с Богом Словом по существу соединенное». То есть Сердце Иисуса Христа,  Сердце человеческое, соединено в своей человеческой природе с природой Божьей в лице Иисуса Христа. Эти воззвания, можно сказать, определяют, характеризуют Сердце Иисуса Христа. Но не просто характеризуют Его Сердце, а определяют те характеристики, к которым можем стремиться и мы, можем внутренне желать, чтобы и наши сердца стали подобными Сердцу Иисуса Христа – ведь это то, что в конце мы просим: «Сотвори сердца наши подобными Сердцу Твоему».

Следующие воззвания: «Сердце Иисуса, величие бесконечное», то есть великое Сердце, большое Сердце. «Сердце Иисуса, Святой Храм Божий» – мы хотим, чтобы и наше сердце было святым храмом Божьим. «Сердце Иисуса,  очаг любви пылающий» – любой  христианин хочет, чтобы и его сердце стало этим очагом пылающей любви. «Сердце Иисуса, благости и любви исполненное», то есть Его Сердце исполнено доброты и любви, и мы хотим, чтобы наше сердце было подобным Сердцу Иисуса Христа и в этом. «Сердце Иисуса, глубина всех добродетелей» – всех добродетелей во всей их глубине и полноте. «Сердце Иисуса, в котором сокровища мудрости и  познания» – и мы хотим знать в сердце своем Сердце Бога и обрести мудрость, которую Господь дает. «Сердце Иисуса,  в  котором Отчее благоволение», «Сердце Иисуса, терпеливое и многомилостивое» – и мы хотим обрести те же терпение и милосердие, которые есть в Сердце Христовом. «Сердце Иисуса, щедрое ко всем, Тебя призывающим –  и наше сердце должно стать  щедрым, мы должны об этом молить, просить и стараться это исполнить.

Но за этим следуют воззвания, которые выражают то, без чего вышесказанное, все эти возвышенные эпитеты будут невозможны. Так, «Сердце Иисуса, за грехи наши умилостивление», Сердце, которое жертвует собою за грехи наши. «Оскорблениями нашими преисполненное» – Сердце, которое мы оскорбляем нашими грехами и которое страдает от них. « Сердце, злодеяниями нашими израненное», «Сердце, даже до смерти послушное». «Сердце Иисуса, копьем пронзенное»… И если мы желаем, чтобы наше сердце было подобно Сердцу Иисуса, то мы должны понимать, что без  страданий, без креста, без жертвы не обретем сердце любящее, пылающее любовью, исполненное благодати, познания, мудрости, терпения, сердце, которое будет щедрым. Эти трудные воззвания и сам пример Христов не вселяют  в нас энтузиазма, наоборот, вызывают отторжение,  и  чисто по-человечески мы не хотим страдать и противимся страданиям, сопротивляемся им, защищаемся от них. Однако вслед за ними следуют еще другие воззвания, которые приободряют нас, говорят, что в этих страданиях мы не будем одни: «Сердце Иисуса, источник всякого утешения», «Сердце Иисуса, жизнь наша и  воскресение», «Сердце Иисуса, покой наш и примирение», «Сердце Иисуса, жертва за грехи наши», «спасение на Тебя уповающих», «упование в Тебе  умирающих», «счастье всех святых»…

Христос – пример и образец для каждого христианина, пример для нас. Жизнь христианина – это жизнь со Христом и жизнь во Христе, в единении с Ним. Жить Его жизнью, одной жизнью вместе со Христом, как живут супруги, которые обещают любить друг друга в счастье и в несчастье, быть вместе в здравии и в болезни. Только в случае Христовом счастье и страдание зачастую идут вместе и не могут существовать одно без другого. Утешение и крест, радость и  отречение, самоотречение нераздельны в сердце Иисуса и не разделимы в сердце христианина, желающего быть христианином по-настоящему. Поэтому еще раз воззовем заключительными словами Литании к Пресвятому Сердцу Иисуса: «Иисус, кроткий и смиренный сердцем, Сотвори сердца наши подобными сердцу Твоему».

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 08.06.2018