Вступительная молитва сегодняшнего праздника – это молитва, которую священник читает перед каждым Евхаристическим благословением. То есть, когда мы совершаем поклонение Святым Дарам, перед тем как благословить, священник молится: «Господи, в чудесных тайнах Ты оставил нам память Твоих страданий. Молим Тебя, дай нам так почитать священную тайну Тела Твоего и Крови Твоей, чтобы мы постоянно ощущали в себе плоды искупления».

Праздник Тела и Крови Христовых. Этот праздник возник в середине XIII века следующим образом. Была одна святая, святая Юлиана, которой было видение. Она видела церковь как луну: белую, сияющую. Но на луне было одно пятно. И в видении было сказано: это пятно – недостаток, нехватка одного праздника в Церкви – празднования и почитания Святых Тела и Крови Христовых, присутствия Христа в Евхаристии.

Евхаристическое чудо в Больсене также произошло в это время, но чуть позднее. Больсене – это очень красивое озеро в Италии, на берегу которого есть городок Больсена. И в нем было это чудо. У священника, который служил Святую Мессу, был недостаток веры в то, что действительно это Тело Христово. И что произошло? Из Гостии стала сочиться Кровь. Город Больсена находится недалеко от другого города – Орвието, где в это время жил Папа Римский Урбан IV, и он в 1264 году установил праздник Тела Христова обязательным для всей Церкви. Праздник уже существовал, но лишь в некоторых районах. А ввиду того, что как раз за год до этого было Евхаристическое чудо недалеко, в Больсене, Папа сделал праздник обязательным для всей Церкви.

Для того, чтобы составить чинопоследование этого праздника, Папа Римский объявил конкурс, чтобы разные люди предложили свои тексты, молитвы, гимны. В этом конкурсе участвовали великие святые, которые как раз жили в это время: Святой Бонавентура и Святой Фома Аквинский. Есть легенда о том, что Святой Фома Аквинский первым представлял свой текст. То есть они со Святым Бонавентурой пришли вместе. Святой Фома Аквинский представил свой текст: молитвы и гимны, и после этого должен был представить свои Святой Бонавентура. Но он был так впечатлен тем, что написал Фома Аквинский, что свои тексты даже не показал. То есть порвал – не порвал, я точно не знаю, но, например, секвенция, которую мы сейчас пели перед Евангелием, написана Святым Фомой Аквинским; та молитва, которую я в начале прочитал, – автор Фома Аквинский. Если вы откроете песенник на русском языке, который мы используем, то автор евхаристических песнопений – Фома Аквинский. Он специально их написал для этого праздника. Тексты, которые полны, с одной стороны, поэзии, а с другой стороны – богословской глубины.

Зачем же Церковь установила праздник Тела и Крови Христовых? Для того, чтобы мы помнили, осознавали, что совершается во время Святой Мессы. Во время Святой Мессы мы встречаемся с Самим Христом. Каждый раз, когда мы служим Святую Мессу, происходит величайшее чудо: хлеб и вино, которые мы приносим, становятся Телом и Кровью Христовыми. Хлеб становится Телом Христовым, вино – Кровью Христовой. В каждом из этих двух видов – истинное Тело и Кровь Иисуса Христа, то есть под видом хлеба и под видом вина присутствует Весь Христос, то есть и Тело, и Кровь, Его душа, Его человеческая душа, Его Божество. А поскольку Сын Божий неотделим от Отца и Святого Духа, то, когда мы принимаем Святое Причастие, в наше сердце, в нашу душу входит и Отец, и Святой Дух вместе со Христом.

Вне Святой Мессы мы встречаем Иисуса Христа в Святых Дарах, то есть в том, что Церковь сохраняет в храме, в Дарохранительнице. Для чего хранит? Для причащения больных, но также и, особым образом, для почитания. Для того, чтобы верующие люди всегда, войдя в храм, могли встретить Иисуса Христа, Который реально и истинно присутствует в Евхаристии. Чтобы поклоняться Иисусу Христу, чтобы молиться Ему, здесь присутствующему. Конечно, молиться можно везде, конечно, Бог присутствует везде, но еще больше, совсем по-другому Он присутствует в Святых Дарах, и молитва перед Святыми Дарами приносит больше плодов благодати для человека.

Когда мы совершаем Святую Мессу, мы не просто встречаем Христа – уже это величайшее благо, но кроме того, мы встречаем Христа в самый важный момент. Это момент жертвы, которую Христос принес на Кресте. Момент, который становится явным во время совершения Святой Мессы, в который Христос проявляет Свою любовь самым совершенным образом, как Он Сам сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15, 13). Христос положил Душу Свою за нас на Кресте. А эта крестная жертва становится реально присутствующей во время Святой Мессы, когда священник говорит установительные слова пресуществления. Те слова, которые Христос сказал во время Тайной Вечери: «Примите, ешьте, это есть Тело Мое. Пейте, это есть Кровь Моя». Жертва, которую Христос совершил на Кресте, та же самая, и в этот момент становится явной. Таким образом, участвуя в Святой Мессе, мы присутствуем у подножия Креста вместе с Пресвятой Богородицей, со Святым Апостолом Иоанном – теми, которые изображены у нас на мозаике.

Мы, участвуя в Святой Мессе, участвуем в жертве Христовой, находимся у подножия Его Креста, созерцаем Христа, предающего Себя за нас, принимаем Его любовь к нам. К чему должно нас побуждать созерцание этой тайны? Почему Церковь установила этот праздник? Размышляя и созерцая любую тайну Христа, мы должны совершать небольшое испытание совести, проверять себя – как я на это отвечаю? То есть как мы относимся ко Христу, Который присутствует в Святых Дарах, как мы относимся к Святой Мессе, которую мы совершаем? Как мы участвуем в Святой Мессе, как участвовать в Святой Мессе более полно?

Есть правила, которые все знают, но которые неплохо бы и повторить: нужно приходить на Святую Мессу – это самое важное, то есть каждое воскресенье приходить даже не вовремя, а заранее, нужно готовиться к Святой Мессе. Как мы готовимся к Святой Мессе? Мы настраиваемся на то, что сейчас будет. Как мы готовимся принять важных гостей? Наводим порядок в доме – так надо навести порядок в своем сердце, в своей душе, в своих мыслях. Убрать все посторонние мысли, сосредоточиться на том, с Кем мы сейчас встретимся, в каком событии сейчас мы будем принимать участие. Навести порядок в душе – значит, почистить ее, исповедоваться – если есть тяжкие грехи, то это обязательно. Настроить себя на встречу – это значит, исповедоваться хотя бы раз в месяц, можно и чаще. Настраивать себя – что еще это значит? Это значит, перед Святой Мессой молиться, напоминать себе о том, что сейчас будет совершаться, о жертве Христовой. С кем я встречусь? Встречусь со Христом, с Богом, Который говорит мне словами Священного Писания, Который дает мне Себя в Святом Причастии. Как еще можно подготовиться? Даже внешне: лучше одеться, праздничнее одеться, тем самым напоминая себе: «Вот воскресенье, я иду на особое событие, оно важнее любых других праздников, на которые я обычно одеваюсь лучше». Это особым образом помогает нам понять, куда мы идем, в чем мы участвуем. Мы встречаем Иисуса Христа, Который значит больше, чем какой-либо другой человек на земле. Это была подготовка, а теперь, когда мы участвуем в Святой Мессе, нужно быть внимательными.

Как внимать Господу, Который здесь присутствует, говорит нам в Святом Писании, любит нас в Жертве, которую приносит за нас, дарует нам Себя Самого в Святом Причастии? Во время Святой Мессы стараться сохранять внимание ко Христу. По окончании Святой Мессы не убегать, оставаться перед Дарохранительницей, чтобы благодарить Господа за то, что удостоил нас приступить к этой величайшей Своей Тайне – к Жертве, что даровал величайший свой Дар – Себя Самого, Свои Тело и Кровь. Благодарить – и не мешать другим людям совершать эту молитву, после Мессы стараться сохранять молитвенное состояние, тишину в храме, чтобы не отпускать Господа просто так, но быть благодарными за тот Дар, который мы принимаем. Таким образом, Церковь сегодня призывает нас еще раз вспомнить, переосмыслить наше отношение ко Христу, Который присутствует в Святых Дарах, приносит Себя за нас в Святой Жертве, в Жертве Святой Мессы.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 03.06.2018