Сегодня Церковь празднует Торжество Пресвятой Троицы. Этот праздник необычен. В большинстве праздников мы вспоминаем события истории спасения: например, в Рождество вспоминаем Рождение Иисуса Христа; на Пасху вспоминаем смерть на Кресте, погребение, Воскресение Иисуса Христа, Вознесение Иисуса Христа, Сошествие Святого Духа и так далее. Сегодня мы не празднуем какого-то конкретного события, мы празднуем Троицу: Бога-Отца, Бога-Сына, Бога–Святого Духа. Единого Бога в Трех Лицах. Сегодня мы возносим Богу благодарение за Его дела. Сегодня мы возносим Богу особую молитву – хвала и поклонение. Сегодня мы Бога хвалим и Богу поклоняемся.
Что такое хвала? «Молитва хвалы» – учит Компендиум Катехизиса Католической Церкви, –«хвала – это молитва, в которой человек признает, что Бог есть Бог». Когда мы хвалим кого-то, мы говорим: «молодец!», то есть ты хороший сын, хороший ученик, ученица, хороший работник и так далее. То есть мы признаем какое-то хорошее качество в другом человеке. Мы не благодарим, потому что это будет благодарность, мы хвалим. Но хвала Богу – что это означает? Что мы признаем то, чем Бог является, то есть мы воспеваем Бога ради Него Самого. Не потому, что Он что-то для нас сделал, не потому, что мы что-то от Него получили – это уже будет благодарение, а просто хвалим Бога за то, что Он есть, за то, что Он есть Бог. Эта молитва не может совершаться не от сердца или невнимательно, а только с внутренним вниманием, обращенным к Богу, с осознанием того, чем Бог является, Кем Он является, Кто Он таков? Молитва Хвалы.
Вторая молитва – это поклонение. Мы поклоняемся Богу. Что означает поклонение? Это не только встать, например, на колени. Поклонение – это преклонение и простирание ниц человека, который признает себя творением перед лицом своего Творца. То есть, мы поклоняемся Богу, когда осознаем себя перед Ним: «Вот я. Вот Бог. Бог-Творец, мой Творец. Творец всего существующего. А я – Его творение. Я осознаю всю эту дистанцию или различие, Его величие и мою ограниченность. Я преклоняюсь перед Тем, Кто меня сотворил, и Кто бесконечно меня превосходит, превышает». Чтобы хвалить Бога, чтобы Ему поклоняться, нужно осознать, Кто Он такой. Мы знаем, Кто Он такой, но в человеке есть две вещи среди многих: разум и память.
Память – это кладовка, в которой мы содержим информацию. Разум – это стол, на который мы выкладываем что-то одно. То есть, когда мы молимся, мы используем память, потому что достаем из нее то, что мы знаем о Боге, но когда мы молимся, мы это достаем и представляем. Мы об этом думаем сейчас, мы это представляем сейчас. Чтобы Бога хвалить, чтобы Ему поклоняться, нужно в этот момент, когда я молюсь, осознавать, перед Кем я предстою: кто Такой Бог, перед Которым я предстою?
Еще древний Катехизис Пия V (сокращенный, в вопросах и ответах), например, говорит, отвечая на вопрос: «Кто такой Бог?» – «Бог- это Совершеннейшее Бытие, Творец и Господь Неба и Земли».
Такое краткое определение, чтобы можно было выучить, в том числе, детям. Что такое Бог как «Совершеннейшее Бытие», что это означает? Это означает, что в Боге находится все совершенство, любые совершенства. Какие совершенства бывают? Например, мудрость, красота, доброта. Эти совершенства самые возвышенные. В Боге они присутствуют во всей полноте, безгранично, без ограничений, без недостатков. Это значит, что когда мы говорим, например, о человеке: «Этот человек добрый», мы понимаем: да, он добрый, но его доброта имеет свои границы. Он не всегда может быть добрым. Например, когда спит. Можем говорить, что он хороший, когда спит, но он не добрый, он не проявляет свою доброту в это время. Человек не всегда проявляет свою доброту, не всегда добрый в действительности здесь и сейчас.
Бог добр всегда. Человеческая доброта всегда чем-то ограничена. Человек может быть добрым до какой-то степени, потом ему может быть тяжело проявлять доброту: когда его унижают, преследуют, когда ему причиняют зло. У Бога нет этих границ. Бог совершенен без ограничений, без недостатка. Нельзя сказать, что Ему чего-то не достает. Что Ему не достает мудрости, терпения, доброты, красоты. Бог бесконечен. Бесконечна Его сила, Его мудрость, Его доброта, Его благо. Бог – это Совершеннейшее Бытие. Понимаем, насколько Оно превосходит нас. Это Творец, Он Творец и Господь Неба и Земли.
Творец – значит, что Он все сотворил. Это значит, что все, что мы узнали на своем опыте, все, что мы узнали через опыт других, о чем нам рассказали, – все сотворил Бог. Все, что мы можем узнать при помощи самых мощных телескопов или самых мощных микроскопов – все Бог сотворил, и множество вещей, о которых мы еще не можем узнать, но которые существуют, их тоже сотворил Бог. А Сам Он намного больше, бесконечно больше всего сотворенного. Сам Он все превосходит, как человек, как художник превосходит свое творение, превосходит ту картину, которую он смог нарисовать.
Бог – Господь. Господь – значит, что Он Абсолютный Властелин над всеми вещами, что все вещи в Его власти, все находится в Его власти. Он Абсолютный Властелин всего сущего. Мы можем сравнить с собой, понимая, насколько мы слабы, сколько вещей не в нашей власти, да даже мы сами часто не находимся в своих руках, не можем удержать себя самих, не имеем власти над самими собою, а Бог – Абсолютный Властелин над всем. Поэтому Бог бесконечно превышает все сотворенное, Он больше всего сотворенного, Он прекраснее всего сотворенного. Красота, которую мы встречаем в мире, самые красивые вещи, которые мы можем вспомнить, представить или представить, что они существуют, – все это красота ограниченная.
Можно подумать о том, что всегда есть что-то более красивое, более прекрасное. Совершенство вещей мира – совершенство тварных вещей и оно тоже ограничено, это не полное совершенство. А в Боге красота и совершенство полное, безграничное. Наши сотворенные умы, когда мы пытаемся это понять воображением, когда мы пытаемся себе это представить, – с трудом познают красоту этого мира. Мы иногда проходим мимо красивых вещей, даже не замечая, не можем насладиться, осознать их красоту этого мира и совершенство этого мира. Но тем более нам сложно представить, а только человеческими усилиями невозможно осознать, каков на самом деле Бог, насколько Он прекрасен, как Он совершенен, как Он добр, как Он милосерден, как Он терпелив. Человек своим умом может только догадываться о том, каков Творец.
Мы догадываемся, рассматривая Его творения. Таким же образом мы можем предполагать, каков плотник, когда рассматриваем то, что он сделал; каков повар, пробуя то, что он приготовил; каков художник, рассматривая его произведения. Мы, рассматривая труды другого человека, можем что-то себе представить, узнать об этом человеке. Но одно дело догадываться по вкусному пирогу о том, что хозяйка – хороший повар, что она прилежная, что она хорошо подбирает разные специи, которые добавляет, а другое – это узнать саму хозяйку лично. Одно дело общаться с пирогом, другое дело – общаться с хозяйкой, которая его приготовила. В живом общении с человеком мы открываем намного больше красоты и богатства его внутреннего мира, чем просто поев его пирога, посмотрев на добротный стол, сделанный плотником, или рассмотрев картину, которую художник написал.
Живое общение с человеком намного превышает то, что мы можем узнать, смотря только на то, что он сделал. Бог в Своей доброте восхотел, чтобы мы обрели это общение с Ним, чтобы мы не только гадали о Его совершенствах, о Его доброте, о Его мудрости, о Его милосердии, исходя из того, что мы видим в этом мире, но Сам пожелал открыть Себя нам, установить с нами живое общение, открыть Свою внутреннюю жизнь, как друзья открывают друг другу сокровенные мысли своего сердца: что они думают, как считают, каковы они внутри. И что Бог нам открыл: Он раскрыл нам тайну Своей внутренней жизни, – Он Триедин, Он Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Своим промыслом, то есть планом нашего спасения, Он ведет нас к полноте этого общения с Ним, познания Его, которого мы можем достичь в вечной жизни, если достигнем вечной жизни, если достигнем рая, в котором мы увидим Его лицом к лицу. А уже сейчас, здесь на Земле, мы чуть-чуть предвкушаем это познание в нашей молитве, в нашем общении с нашим Творцом, Триединым Богом.
Сегодня Церковь празднует Пресвятую Троицу, сегодня мы празднуем то, что Бог позволил нам узнать: эту тайну о Его внутренней жизни. Сегодня мы возносим Ему хвалу. Ему хвала и поклонение. Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь
о.Андрей Старцев.
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 27.05.2018