Чтение святого Евангелия от Иоанна.
В то время: Иисус сказал ученикам Своим:
9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. 10Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. 11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. 13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. 14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. 15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. 16Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. 17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
«Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал». Эти слова являются своего рода девизом христианского призвания и уникальным образом объясняют предвечное намерение Бога по отношению к человеку. В этом одном предложении Иисус раскрывает истину о том, что и прошлое, и настоящее, и будущее каждого человека принадлежат Богу, и именно Он устанавливает конечную цель его земного паломничества. Путь, который христианин преодолевает для достижения цели, отмечен непрерывным «умиранием», чтобы приносить плод, который будет пребывать. Что же это за плод? Слово Божье говорит, что это, прежде всего, плод нашей веры. Но эта вера имеет свой путь развития и свой источник, которым является Бог.
Начало этого пути заключается в свободном, безусловном выборе Бога. Согласно Ин 15,6 именно Бог, беря на себя инициативу, выбирает человека для конкретных действий. Мы видим это уже в Бытие 1, когда Творец из всех творений выделяет человека. Он делает его подобным себе и доверяет ему мир, который создал. Аналогично поступает по отношению к Аврааму. Из всех людей, живущих на земле, Бог выбирает его, чтобы открыться ему и через него благословить весь мир.
Выбор Бога – это выражение Его любви и милосердия. Он предшествует каждому человеческому действию. Это благодать, которая позволяет человеку дать положительный ответ Творцу. Святой Павел в Послании к Ефесянам утверждает, что Бог избрал нас во Христе Иисусе прежде создания мира, «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (1,4). Однако, поскольку нам дана свободная воля, выбор Бога не определяет нашу жизнь. Человек также должен сделать выбор, он должен сказать по какому пути хочет идти, потому что Иисус избрал учеников, чтобы они шли. Итак, по какому пути должен следовать христианин?
В Деяниях Апостолов само христианство названо путем. А Иисус в своей прощальной речи, обращенной к ученикам и содержащейся в Евангелии от святого Иоанна сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь». Быть христианином означает следовать по пути веры за Иисусом Христом, потому что Он – путь, ведущий к Отцу. Он также является тем, кто приводит верующего в веру и совершенствует её – читаем мы в Евр 12,2. Поэтому «идти» означает в послушании подражать Господу словом и делом.
Путь – это всегда призвание. Преодоление его ведет человека к намеченной цели. Однако цели, которые мы ставим перед собой, могут отличаться, иногда даже кардинальным образом. Поэтому в Ветхом Завете мы будем говорить о двух путях: хорошем и плохом. Хождение по хорошему пути ведет к жизни и связано с верностью Божьему Закону (см. Пс 1). В то время как шествие по плохому пути приводит к тому, что человек выбирает смерть, забвение, и, следуя за собственными желаниями и влечениями, уподобляется животным, которые погибают (см. Пс 49). Выбор, который делает человек, хотя и не отрицает личности, часто определяет его жизнь. Бог, однако, не желает смерти грешника, но чтобы он обратился и имел жизнь (см. Иез 18,23). Вот почему в Писании так много призывов к обращению, к тому, чтобы снова вернуться к Господу. И пророческое служение сосредоточено на постоянной демонстрации Божьего пути, раскрытии Его воли и призыве к послушанию Божьему Слову.
Если мы более внимательно присмотримся к пути, который Бог предлагает человеку, заметим, что часто он связан именно с верой. Бог, хотя и обрисовывает цель паломничества избранного народа (как Израиля, так и Церкви), однако не показывает всего пути и того, что может встретить человека на нем. Поэтому каждый шаг вперед является выражением полного доверия Тому, Кто проложил этот путь.
«Я вас избрал, чтобы вы шли и приносили плод», – говорит Иисус. Если мы благодарные Богу за Его выбор, следуем по пути за Иисусом и идем за Ним в вере, позволяя Ему вести нас, наша жизнь становится духовно плодородной. Мы ощущаем это здесь на земле в наших ежедневных выборах, которые ведут нас к Богу, упорядочивают нашу жизнь, наши отношения, наполняют сердца миром и доверием. Однако окончательные плоды мы увидим только в вечности, когда вера уступит место совершенной любви: станем перед Богом, Который будет всем во всем и это будут плоды, существующие вечно.
Поэтому пребываем во Христе, слушаем Его Слово и следуем за Ним по Его стопам. И тогда, о чем бы мы ни просили Отца во имя Господа, – Он все нам даст. Это обещание Иисуса, которое Он сегодня дает нам в Своем Слове (см. Ин 15,16). Давайте же попросим Его о благодати сильной веры и стойкости в ней до конца для каждого из нас и всей Церкви.
Предоставлено для перевода Copyright © 2018 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского – Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове