Сегодня Церковь празднует третье Пасхальное воскресенье, и Евангелие, которое сегодня нам предлагают, снова отсылает нас к первому дню. То есть к Воскресению Иисуса Христа, к тому дню, когда Он непосредственно Воскрес из мертвых. То есть мы еще раз возвращаемся в тот момент, когда Иисус Христос первый раз явился Своим апостолам, Своим ученикам.

Почему это так важно – Воскресение Иисуса Христа? Апостол Павел однажды написал, что это настолько важно, что если Христос не воскрес, то напрасна вера наша – «тщетна наша вера». Нет смысла тому, что мы христиане, что мы верующие. Не было бы смысла, если бы Христос не Воскрес. Мы иногда тоже начинаем воспринимать нашу веру, как ее воспринимают люди неверующие, либо слабо верующие, непрактикующие. Как нечто теоретическое, красивый образ, чтобы нам просто исходя из этого, лучше себя чувствовать, быть добрее, то есть какие-то идеи, которые нам нужны. Но Воскресение, прежде всего, означает то, что произошло на самом деле. То есть важность Воскресения Иисуса Христа в том, что это реальность. Реальность, в том числе материальная, то есть та реальность, которая нас окружает, вещи, которые мы можем потрогать, людей, которых мы можем слышать, видеть, потрогать.

Апостол Иоанн как-то написал в начале одного из своих посланий: «…о том, что мы видели, что мы слышали, что осязали руки наши, о том мы свидетельствуем». Что же произошло, о чем повествует сегодня Евангелие? О том, как явился Иисус Христос. История, в принципе, понятная, контекст – вечер дня воскресения, то есть Иисус Христос воскрес наутро, ночью ходили женщины, не нашли тела, ходила Мария Магдалина, Петр и Иоанн бежали ко гробу, но тоже гроб нашли пустым. Собрались все вместе вечером, и что пишет евангелист Лука?

Два ученика, которые ходили в Эммаус и которым по дороге явился Иисус Христос, пошел с ними, ужинал с ними. Они Его узнали и быстро пошли назад. Они пришли сейчас к апостолам, то есть уже поздно ночью. «Два ученика рассказывали о происшедшем на пути, и как Иисус был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк 24, 35-36). Что мы слышим? Как повествует об этом Лука? – Иисус стал посреди них. Понятно, что Он не вошел, что Он не сидел где-то в стороне, что Он не был на улице и подслушивал, как эти двое рассказывают, потом постучался в дверь и зашел. Никаким либо другим образом, а оказался посреди Своих учеников, стал посреди них, то есть явился, как бы сейчас можно было сказать, это была телепортация, что-то в этом роде, или прыжок в пространстве – и вдруг Он посреди них. Конечно, для учеников это вещь необычная, когда никого нет, а потом раз и появляется.

Иисус Христос, Которого они видели умершим и похоронили, видели, как Он был похоронен, как камнем был гроб завален. Они логично предположили: «ладно, если Он умер, и если мы сейчас Его видим, наверное, это Дух Его пришел». Как, если бы мы увидели усопшего человека, мы бы подумали: «Дух его явился». Тогда они смутились и испугались, «… подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк 24, 37-38)

Дух разговаривает, как Иисус Христос, читает мысли. Понимая, что Он входит в их мысли, они онемели, ничего не говорят. «Что смущаетесь? Это Я Сам. Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои». Почему на руки и на ноги – мы знаем. Потому что остались раны, то есть следы от гвоздей, которыми был пронзен Иисус Христос, которыми был прибит ко Кресту. Он их оставил. Говорит далее: «… осяжите Меня» – значит прикоснитесь ко мне, потрогайте Меня, проверьте. Это точно плоть и кости, дух не имеет плоти и костей. А вот Он Я, как видите. Видите, что у Меня все на месте. Это Я – человек. То есть по-настоящему, Я Воскрес. Это как сказать о любом другом человеке: «Зенон, это он, можете подойти, потрогать его. Это точно он».

Почему так много акцента на том, что Иисуса Христа даже можно потрогать? Чтобы мы поняли, что наша вера – это не просто какие-то сказочки, либо какая-то очень духовная вещь, что вот там, в будущем что-то будет непонятное. Чтобы нам было понятно: все ясно, что будет в будущем.

В будущем будет воскресение, всеобщее, наше воскресение, воскресение плоти, воскресение тела. И это тело будет осязаемым, то есть это будет настоящее тело, это будет, так же как у Иисуса Христа. Он – первый. Будет преображение всего мира, мир тоже преобразится. Как это точно будет нам сложнее судить, но о себе мы знаем, что мы преобразимся, и тело наше будет настоящим, пусть и преображенным, как у Иисуса Христа. Что это значит? Когда об этом размышляли отцы Церкви, они говорили, что тело Иисуса Христа «тонкое»- как тонкая материя, но не в том смысле, что оно как воздух, а в том смысле, что оно полностью подчиняется Духу. В том смысле, что оно, например, может проходить сквозь стены, то есть оказываться в каком-то месте, как по желанию. То есть тело особенное, тело, которое не будет больше страдать.

И чтобы ученики, которые ошалели, увидев Иисуса Христа, немножко пришли в себя, Иисус Христос говорит: «У вас есть что-нибудь поесть?». Вопрос, который мог бы задать любой человек, который пришел в гости: «Я голоден, дайте мне есть». Хотя, наверное, Иисус Христос уже после Воскресения не нуждался в пище, ибо после Воскресения смерть уже не властна над человеком. После воскресения тело уже не может страдать и не может больше умереть. Но Иисус Христос попросил есть, чтобы ученики как-то пришли в себя, осознали, что это, действительно, Он, успокоились, видя, что вот Он ест, как может быть, когда пришел какой-нибудь гость, которого мы близко никогда не видели. Не можем поверить, что этот человек пришел и приходим в себя, пока он на кухне ест, что у нас было, что мы приготовили. И понимаем, да, это он, вот он здесь, нормальный.

Видно, что у апостолов особо много еды не было, потому что когда Он попросил есть, ему принесли остатки рыбы, то есть часть запеченной рыбы и сотового меда: комбинация, наверное, не самая оптимальная. Но тем самым Иисус Христос дает понять, что то, во что мы верим, что нам передает Церковь, то, чему апостолы являются свидетелями – это реальность, это не выдумки, это не что-то чисто духовное, которое нельзя увидеть. Это то, что ученики видели по-настоящему. И это та реальность, которая нас ожидает, это то преображение, которое нас ожидает, это та радость воскресших, которая нам приготовлена, и на которую у нас есть серьезная надежда, потому что Христос, по-настоящему, сделал все то, что сделал. Не только умер на Кресте, но и по-настоящему Воскрес. Воскрес в Своей плоти.

Попросим Господа нашего Иисуса Христа о благодати возрастать в этой вере, в осознании ее реальности и в том, чтобы наша жизнь сейчас тоже начинала преображаться, преображаться в Иисусе Христе Воскресшем.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 15.04.2018