ЕВАНГЕЛИЕ Лк 1, 26-38

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. 28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. 30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? 35 Ангел сказал Ей в ответ:
Дух Святый найдет на Тебя,
и сила Всевышнего осенит Тебя;
посему и рождаемое Святое наречется
Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. 38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Сегодня Церковь отмечает этот великий праздник – Торжество Благовещения. Благовещение означает – «благая весть». Ту весть, которую Ангел принес Марии. Весть, что от нее родится Сын, Который наречется Сыном Божиим. То есть весть о том, что в ней произойдет великая тайна, тайна Боговоплощения. Эту тайну пока не видно явным образом. То, что читаем мы в Евангелии – это сам момент диалога между Пресвятой Богородицей и Ангелом, тот момент, который всегда изображают, когда рисуют момент Благовещения. Тот, который есть сегодня и у нас в храме. Что же происходит в этот момент?

Мы можем сказать, что Благовещение – Ангел явился Марии, можно сказать, что это праздник Марии, праздник Пресвятой Богородицы. Она удостоилась этой великой чести стать Матерью Божией – и это будет правда. Но это не только момент слов, не только диалог между Богородицей и Ангелом, но момент особого Слова, Слова Божия, которое принимает на Себя человеческую плоть. Бога, Который становится Человеком. И хотя на изображениях не видно, но в утробе Марии появляется Иисус Христос – Истинный Бог и Истинный Человек.

Боговоплощение. Что же мы празднуем? Чтобы понять, насколько значимо это событие, нужно, прежде всего, вспомнить, Кто такой Бог, вернее, насколько Он велик и превосходит все, что мы можем о Нем даже вообразить. Бог, Который нематериален, духовен, а значит нельзя сказать, что Он, например, только здесь, в этом храме, и нет Его за стенами. Что Он в этой комнате, а не в той. Ибо не имея тела, Он нигде не находится, но везде присутствует. Бог, Который находится вне времени, в вечности.

Что это значит? Что всё для Бога – сейчас, что Он сразу видит и все прошлое, и все будущее. Видит его, как сейчас. Весь мир и вся история перед Ним как открытая книга. Бог, Который Всесильный, Который весь мир сотворил, не только нашу Землю, но и всю Вселенную, все звезды, все галактики. Те, которые ученые уже смогли обнаружить, и те, которые даже не видны из-за дальности, на которой они находятся. Бог, Который все сотворил и все содержит в каждый момент Своею силою, поддерживает существование. И этот Бог – второе лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий Иисус Христос, Божие Слово – становится Человеком. Что же Он совершает?

Будучи присутствующим или находящимся везде, Он становится присутствующим и в одном месте, не оставляя Своего всеприсутствия. Теперь Он находится в одном определенном месте. А это значит, что Ему, чтобы попасть в другой город, нужно встать и идти пешком либо сесть на какое-то вьючное животное. Что означает – Он, Который Всесильный и всему дает жизнь, теперь нуждается в материальных вещах, нуждается в том, чтобы есть. То есть сейчас взял бы нож и вилку и должен был бы есть. Будучи Младенцем, нуждался в том, чтобы Его кормили материнским молоком. Будучи всесильным, теперь становится слабым, как человек. Значит, своими силами, своими мышцами может поднять какой-то вес, но определенный, не более того. А значит, стал способен страдать, быть раненым и умереть. Бог становится человеком.

Зачем Он становится Человеком? Он становится Человеком, чтобы исполнить Свой замысел о людях, о человеке, то есть о каждом из нас, обо мне. Каков Его замысел? Бог сотворил человека, чтобы человек вошел в Его радость, в Его жизнь, в общение с Ним. Можно сказать, что Воплощение, это в некотором смысле наш удел, но наоборот: Бог становится Человеком, становится одним из нас, приходит к нам, общается с нами для того, чтобы мы смогли возрасти, обожиться, как говорят восточные богословы, то есть стать участником жизни Божией, участвовать, войти в жизнь Божию, разделить с Богом Его жизнь, Его радость, Его счастье, Его блаженство.

Что еще можно сказать о Боговоплощении? Воплощение Божье – Сын Божий стал Сыном Человеческим, одним из нас, – означает, что все человеческое на самом деле, не является злом. Оно доброе, только лишь нуждается в преображении. Значит нужно отвергать все те теории, которые говорят, например, что тело – это зло, что тело должно умереть, что для нас важно, чтобы душа наша потом где-то жила. Это значит, что в том числе и заботы наши, и отношения друг с другом и между людьми, они тоже добры. Бог их создал, Бог нас создал, чтобы мы были людьми, и быть людьми – это хорошо. И особенно это хорошо потому, что Он сам стал одним из нас, Сам захотел быть человеком. То есть захотел, чтобы мы поняли, что наше человеческое существование имеет великую ценность. Ценность, которая раскрывается в общении с Ним, в этом совершенстве христианской жизни, совершенстве жизни, соединенной с жизнью Бога.

Жизни, которую мы потихоньку шаг за шагом приобретаем, должны приобретать, совершенствуясь и соединяясь с Богом в молитве, в нашем предстоянии перед Ним, в нашей любви к Нему, а также участием в тех таинствах, которые Он нам оставил, в которых мы соединяемся с Ним. И прежде всего, таинство Евхаристии, в котором мы еще раз исповедуем, что «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин 1, 14) и принимаем Его Плоть и Его Кровь в Святом Причастии.

Таинство, которое сегодня мы празднуем – великое Таинство, можно сказать, что оно является фундаментальным для того, что мы только-только праздновали, то есть Пасхальное Триденствие той жертвы, которую Бог принес за нас. Эта жертва была бы невозможна без Воплощения, без Благовещения, без Пресвятой Богородицы, которая сказала свое «да» Ангелу, который принес ей Благую весть.

Попросим и мы сегодня по заступничеству Пресвятой Богородицы, чтобы нам тоже в нашей жизни отвечать «да» Богу. «Да будет мне по слову твоему» (Лк 1, 38), чтобы в нашей жизни исполнилось это Божье Воплощение, чтобы мы тоже обожились, чтобы мы продвигались по пути христианского совершенства, чтобы мы достигли того, что Бог замыслил о каждом из нас.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь в Торжество Благовещения 09.04.2018