Христос Воскрес!

Вот и дожили мы до праздника Пасхи. После времени сорокадневного поста, Великого поста, дожили до этой радости, которую мы сегодня празднуем. Радости победы Христом над смертью, победы Христом над сатаной. Это новый день. Этот день называют «днем восьмым». Почему «день восьмой»? Мы знаем, что в неделе существует семь дней. Неделя начинается, обычно, с воскресенья. У нас, в России, мы уже привыкли за многие годы, что начинается она с понедельника, и воскресенье – это последний день, седьмой. Но начиналась она как раз с воскресенья, и тогда, если мы считаем воскресный день первым днем, суббота будет седьмым днем и по иудейскому календарю или исчислению дней, это как раз последний день недели, день, который они праздновали – как Бог отдыхал после сотворения мира. Поэтому это и был седьмой день. Следующий день за субботой – это день восьмой.

Цифра восемь получается особо символичной, она является символом нового творения. Еще раз вернемся к семи дням. Семь дней, на которые мы делим неделю, отмеряем сроки – это шесть рабочих дней и седьмой день отдыха. Эти семь дней основываются на истории творения: шесть дней Бог творил, на седьмой отдыхал. Получается, что первый день – это первый день творения, когда Бог в начале сотворил небо и землю. Тогда восьмой день… Восьмой день означает снова первый день творения, но творения уже нового, преображенного творения, нового человечества, нового человека. Бог Воскресением Христа совершает новое творение. Он снова творит, творит новыми все вещи. Поэтому Христа мы также называем «новым Адамом», ибо Он является первенцем нового человечества. А Матерь Его, Пресвятую Богородицу называем «новой Евой», ибо от нее рождается новое человечество. То есть Церковь.

Цифра восемь, день восьмой означает новое творение. Поэтому в древности христиане строили эти особые здания, которые назывались «баптистериями», здания, где совершалось крещение. Их строили в восьмиугольной форме, чтобы показать, что это восьмой день, что то, что происходит внутри при крещении – это новое сотворение, новое творение, которое Бог совершает, творение преображенное, преображенное жертвой Христовой, Его смертью и Его Воскресением.

Сей день восьмой. «Сей день сотворил Господь, радуемся ныне» – пели мы, отвечая на стихи Псалма. «Сей день сотворил Господь». Сейчас новое творение, новое творение Божье. Означает, что это новая жизнь, жизнь для нас, уверовавших во Христа и следующих за Ним. Старое прошло. То, что было до нашего обращения, то, что было до жертвы Христовой, до Его Воскресения, должно пройти в нашей жизни, а начаться и начинаться должна каждый раз жизнь новая.

В первом чтении мы слышали эти слова о Христе. «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян 10, 43). То есть прощение грехов, это и есть обновление: старое уходит, новая жизнь начинается. Жизнь с Богом, жизнь в благодати. Оставить мирские заботы и жить для Господа, то есть чтобы и Господь, и пребывание с Ним, были центром нашей жизни – это новая жизнь. Быть победителями греха, победителями страстей вместе с Христом–Победителем, Который победил на Кресте и Своим Воскресением всякий грех, победил врага рода человеческого – сатану. И сегодня мы празднуем Его победу. Поэтому образ Христа представлен со знаменем, то есть флаг, знамя, победное знамя. Знамя, которым является Крест, знамя победы Христовой.

Пишет апостол Павел, второе чтение, которое сегодня мы слышали: «   очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор 5, 7). То есть преобразитесь, оставьте ветхое, оставьте жизнь греховную. «Посему», – пишет Павел, – «станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор 5, 8). Жизнь в чистоте, жизнь в истине, которой Христос является и нас просвещает – это наша новая жизнь. Этот восьмой день, праздник Воскресения, который мы празднуем – новое творение. Они дают нам надежду, что со Христом мы преображаем нашу жизнь, мы можем с Его помощью и благодаря Его победе, его Пасхальной победе, изменить, преобразить свою жизнь.

В Псалме мы слышали эти слова: «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни». «Не умру» значит, не буду следовать за страстями, не буду жить во грехе, который является духовной смертью. «Не умру, но буду жить», буду жить в Боге, буду жить со Христом и своею жизнью возвещать Его победу, Его действие в моем сердце, Его победу в моей жизни, Его Воскресение. Возвещать дела Господни. Возрадуемся сегодня и возвеселимся, ибо Христос Воскресший – Победитель смерти и греха, переполняет наши души радостью, как пели мы в секвенции:

«Верно знаем, что воскрес Он,

Христос- Победитель

Ты, Царь и Боже наш,
нас помилуй
»

Нас помилуй, нас спаси. Помоги преобразить нашу жизнь.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь на Пасху 01.04.2018