Воскресение Христово. Что такое Воскресение? Как мы его воспринимаем? Можно упрощенно сказать, и иногда мы воспринимаем его слишком просто. Христос умер, а потом оказалось, что Он живой. И мы тоже умрем, а потом воскреснем. Можем задать себе вопрос, что означает тогда Воскресение Христово для нас в настоящее время? Не то, что будет потом, что мы потом воскреснем, а сейчас, в нашей земной жизни, еще до того, как она закончится с первой нашей земною смертью? Что означает для меня сейчас Воскресение Христа?

Христос, когда воскрес, обрел новый образ, обрел новый способ человеческого существования. Когда Христос умер, Он умер как человек, когда Он воскрес, Он воскрес как человек. Но Он уже стал другим, изменился. Он преобразился. Подобно тому, как было на мгновение совершено это Преображение на горе Фавор, теперь уже после Воскресения, Он навсегда Преображенный. И Его жизнь преображена. Это новая жизнь, это новое свойство, в том числе свойство телесное, Он стал другим благодаря Воскресению.

И тогда, если мы посмотрим на Воскресение в этом ключе, то мы сможем лучше понять строки слов апостола Павла к Римлянам, которые мы сегодня слышали: «Братья: Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» (Рим 6, 3-4). И видим, что апостол Павел не говорит о той жизни, которая будет после нашего воскресения. То есть после смерти мы будем в могиле, потом наше тело сгниет, потом мы воскреснем, тело восстановится и вот будет та, другая, жизнь. Но говорит о новой жизни уже сейчас, чтобы нам «ходить в обновленной жизни», в новой жизни. «Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его» (подобие Его смерти – это, прежде всего, крещение), «то должны быть соединены и подобием воскресения. Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, чтобы не быть уже рабами греху. Умерший освободился от греха» (Рим 6, 5-7). Что Христос умер «то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6, 10-11).

Апостол Павел говорит, что теперь по Воскресении Христовом наша жизнь должна преобразиться. Мы тоже со Христом воскресаем, но имеется в виду не только то воскресение, которое будет после нашей смерти, но и воскресение, которое уже сейчас  действует, то есть мы преображаемся. Это процесс, который не происходит в одно мгновение, но постепенно происходит на протяжении нашего земного существования. Мы умираем и мы воскресаем, причем делаем мы это одновременно. Мы умираем для греха и воскресаем для новой жизни, для жизни преображенной. Можно сказать, что в той степени, в которой мы умираем, мы воскресаем, преображаясь, воскресаем в новую жизнь.

Если мы смотрим на себя и видим, что наша жизнь как-то несильно поменялась, не особо большой прогресс я вижу, то есть, видим, что мы как-то еще не воскресли, то это знак того, что мы еще не умерли. Не умерли для греха, не умерли для греховных или неупорядоченных привязанностей. Мы все привязаны к мирским вещам, все привязаны к самолюбию, к себе, а нам нужно умереть для всего злого.

Празднуя сегодня Торжество Воскресения Христова, мы, прежде всего, ободряемся, то есть приободряемся. Часто, когда мы смотрим на свою жизнь, хочется взгрустнуть, говоря: «Ну, где же этот духовный рост, когда же я стану святым»? А сегодня, в этот праздник, мы приободряемся, потому что Христос Воскресший дает нам надежду. Не только надежду на то, что мы воскреснем с Ним, когда будет второе Пришествие в конце времен, не только на то, что тогда мы что-то получим, но что и сейчас мы можем достичь этой новой жизни. В этой жизни мы можем начинать жить жизнью воскресших, то есть преображенной жизнью. Но для того, чтобы воскресать, нам нужно умирать, умирать для греха, для наших страстей, то есть говорить: «Грех, страсти, я для вас умер! Все!»

Умирать всегда больно и отказываться от всего греховного тоже не так просто и нам этого совсем не хочется. То есть, чтобы воскреснуть, нужно умирать. Но Христос Своим Воскресением, которое мы сегодня празднуем, Своей победой над смертью, ободряет нас, дабы мы не боялись смерти. Не боялись страданий, не боялись жертв, не боялись креста, потому что за ним следует воскресение и это преображение.

Попросим сегодня Господа нашего Иисуса Христа, дабы Он просветил нас светом Своего Воскресения, вселил в сердца наши радость, надежду, упование на Его силу. Чтобы мы могли все больше удаляться от греха и жить жизнью воскресших. Ему, Воскресшему Господу нашему, честь и слава во веки веков. Аминь.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь в Навечерие Пасхи 31.03.2018