Все ближе мы к празднованию самого великого момента в литургическом году – это момент Пасхального Триденствия, когда мы будем особым образом вспоминать смерть Христову, Его погребение и Его Воскресение. Поэтому и Литургия, и чтения Литургии все больше и больше готовят нас к приближению этого праздника. «Пришел час прославиться сыну Человеческому»- говорит Иисус Христос – «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Ин 12, 23-24).«Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12, 25-26).

Тот, кто любит душу свою в мире сем, погубит ее для жизни вечной. Когда мы слышим эти строки, то, прежде всего, воспринимаем их как указание на то, что верующий человек, христианин, должен всегда быть готов к мученической смерти. То есть «кто любит душу свою» означает «кто любит жизнь свою, или кто привязан к жизни своей». В некоторых переводах оно так фигурирует, то есть переводы по смыслу – кто привязан к своей жизни в этом мире, тот потеряет жизнь свою. И наоборот, кто ненавидит свою жизнь в этом мире, или кто не привязан к ней, тот сохранит ее в жизнь вечную. Таким образом, не быть привязанным к этой жизни можно воспринимать как возможность, по крайней мере, теоретическую, мученической кончины для нас, чтобы умереть за Христа. Любить более Христа, чем свою собственную жизнь.

Таким образом, мы вспоминаем, что Христос умер за нас на Кресте, значит, и мы должны быть готовы умереть ради Него. Но что может означать это «любить свою жизнь»? По смыслу эта фраза иногда переводится – «тот, кто привязан к земной жизни» и не просто привязан к самой жизни, то есть к тому, что я живу, но и к тому, что жизнь мою наполняет. То есть, привязан к тем вещам, которые есть в моей жизни, это каждый из нас испытывает. К чему мы привязаны? Явно к хорошему – к плохому никто не привязан, то есть к тому, что приносит нам утешение, что доставляет нам радость. Мы привязаны к благам этой жизни, к земным радостям. И тогда мы, перефразируя слова Иисуса Христа, можем сказать: «Кто любит блага, кто привязан к благам этой земной жизни, ко всем радостям, или каким–либо радостям этой земной жизни, тот потеряет свою жизнь в вечности». Потому что привязанность к этим благам часто уводит нас от Христа.

Тогда вторая часть фразы «ненавидящий жизнь свою в мире этом, сохранит ее в жизнь вечную» означает следующее: «Тот, кто ради вечной жизни …». (Что значит – ради вечной жизни? Не просто жить вечно, а ради вечной жизни вместе с Богом, ради любви к Богу, потому что Он есть жизнь вечная.) Кто ради любви к Богу готов ненавидеть земные радости, то есть не любить, не быть привязанным к земным благам, к земным радостям, тот обретет жизнь вечную. Другими словами, кто любит Бога превыше всего, по-настоящему, превыше всего земного, тех радостей, которые мы здесь можем найти… и тогда, еще раз возвращаясь к первой идее, что первые слова, первые мысли, которые нам приходят, размышляя об этих строках, это мысль о мученичестве. Мы можем тогда сказать, что это стремление, эта непривязанность, или ненависть в некотором смысле всех земных благ, это тоже есть своего рода мученичество. Это терять свою земную жизнь, вернее то, что эту земную жизнь наполняет.

Тогда Христос призывает нас к мученичеству, но не только к мученичеству, в котором заканчивается наша земная жизнь, но в некотором смысле, к ежедневному мученичеству. То есть быть мучениками каждый день. Ибо в таком ежедневном мученичестве мы лишаемся, или отказываемся, от этих благ добровольно, как мученик добровольно отказывается от жизни для того, чтобы не отдалиться от Христа. Мы отказываемся добровольно ради Царства Небесного, ради общения с Богом, ради единения с Богом, единения для которого мы и сотворены и которое является целью нашей жизни. Ежедневное мученичество означает готовность и исполнение, реальное исполнение следующего: с терпением переносить трудности, которые выпадают нам, не жаловаться на них, не воздыхать, но с терпением их переносить. Значит, страдать, переносить лишения, зная, что наивысшее и единственное благо, ради которого стоит жить и стоит умереть и ради которого стоит всем пожертвовать – это Сам Бог, это единение с Ним.

Тогда голод, холод, финансовые сложности, непонимание со стороны других людей, обиды, которые мы в себе носим, оскорбления и унижения со стороны окружающих, хотя и будут причинять нам страдания, но мы будем принимать их как наше мученичество. Как будем принимать? Не обижаясь, не унывая, перенося их с упованием, с надеждою, с радостью, что Бог нас удостаивает пройти тем путем, которым Сам Христос прошел, а именно, путем крестным. Нести свой крест – это и есть то, к чему Христос нас призывает. Быть мучениками каждый день ради Христа. Ведь если мы подумаем, наверное, каждый искренне верующий человек мечтал: как было бы хорошо оказаться во времена земной жизни Иисуса Христа и, особенно, наверное, в центральный момент, когда Он совершил это дело искупления. То есть, когда нес Свой Крест на Голгофу, когда был распят. И мы думаем, что мы ни за что бы не оставили Его, как оставили Его другие ученики. Нам хотелось бы помочь Ему, как помог Симон Киринеянин, как помогла Вероника, сопровождать Его, как сопровождала Его Дева Мария. На самом деле, нам не надо быть во времена Иисуса, все это мы делаем, неся свой крест.

То есть, перенося те трудности, те сложности, из которых и состоит наш крест этой земной жизни. В этом мученичестве, когда мы принимаем его добровольно, с радостью, с любовью, мы соединяемся со Христом Страждущим, соединяемся со Христом, Который несет Свой Крест на Голгофу, со Христом, Который распинаем на Кресте, Который умирает на Кресте. Мы с Ним несем крест. Он в нас несет этот крест, в нас Он распинаем, в нас Он умирает. Поэтому на этом пути, на крестном пути каждого лично мы присоединяемся ко Христу, мы соединяемся со Христом Страждущим, чтобы соединиться с Ним и во славе Воскресения.

Как говорит Он сам: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин 12, 23). Час прославления – это не только час Воскресения. Час прославления – это час Его Страстей, это час Его смерти крестной, когда Бог прославляется, прославляется и являет себя Его любовь к нам. И говорит Христос: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин 12 ,26). Кто Мне служит, Мне да последует. И следовать за Христом, это следовать за Ним вплоть до Креста, вплоть до этого Крестного Пути, а значит, сопровождать Его нашими страданиями. «Где Я, там и слуга Мой будет» – эти слова не нужно приписывать только к тому, что Иисус Христос на Небесах и, значит, мы тоже там будем. Но Христос прежде Небес, прежде Своего Вознесения, шел, нес Свой Крест, был распят на Кресте, умер на Кресте. «Там где Я, там и слуга Мой будет» означает также, что нам от этого никуда не деться, это наш ответ на Его любовь к нам. Значит, что мы не должны этого бояться, не должны воздыхать от этого, жаловаться на это, отвращаться этого. Потому что наши страдания, переносимые с терпением и любовью, и есть то время, те моменты, когда мы соединяемся со Христом Страждущим, со Христом нас любящим.

Что же нам теперь делать? Избегать ли страданий, как говорит Иисус Христос: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего!» – То есть избавь Меня от страданий, избавь Меня от Креста. – «Но на час сей Я и пришел» (Ин 12, 27). Христос, Господь наш, не избегал страданий, не будем же и мы. Пройдем по нашему жизненному пути, наполненному трудностями, как по Крестному Пути и в единении со Христом, любящим нас и претерпевающим за нас Крестные муки.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 18.03.2018