Дорогие братья и сестры, спасибо всем, кто участвует в духовных упражнениях. Мы с вами только что закончили разговор об авторитетах, о властях. Очень к месту этот великий покаянный Псалом, автором которого является царь – царь Давид. То, что вы пели – это шедевр христианского молитвословия, очень известный и на Западе, и на Востоке. Еще один шедевр, известный на Востоке – Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй меня грешного», повторяемая многократно на четках – тоже восточный шедевр, исходит из сегодняшнего Евангелия, между прочим, включен как возможная молитва в католический требник, в нашу основную книгу для разных молитвенных последований.

Притча о мытаре и о фарисее, притча о слепой совести, о спокойной совести и о совести кричащей. Кто такие фарисеи, наверное, вы знаете. Фарисеи – это авторитеты, это духовные авторитеты израильского народа – это богословы, это молящиеся, это постящиеся, и, в общем, зачастую очень хорошие люди. Почему это слово стало нарицательны, не будем сейчас говорить. А вот мытари? Мытари – это очень неавторитетные люди, это предатели, это те, которые собирают налоги для оккупационных властей, это те, которым прощения нет, это те, которые отвержены, те, которые по богословию этих фарисеев, недостойны прощения. И вот в храме стоят двое мужчин, почти в одинаковых, или даже в одной позе, как это принято. Вряд ли произносят эти слова громко, скорее всего, в себе и говорят совсем разные слова. Это два очень разных человека. Причем тот, которого принято классически поругать, ясно, лучше, чем другой, по формальным признакам. То, что он говорит о себе, что он постится два раза в неделю, отдает десятину, ну и многое другое: не совершает страшных грехов, он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей – это, в общем-то, совсем неплохо.

И есть мытарь, который не называет ни одного своего греха, не защищает себя добродетелями, он просто сдается перед Всевышним и только ожидает милости. Чем плох фарисей? В своей чистой, как будто бы, совести он ничего не просит у Бога. Ничего. Он Его только благодарит за то, что он такой хороший. Благодарить хорошо, но неужели у фарисея нет ничего, о чем можно было бы Бога просить? Скорее всего, он просит в этой системе координат, этими словами Бога об одном. Он даже не просит, он настаивает, он уверен, что Бог к нему будет справедлив. По справедливости фарисей свят, по справедливости для него рай, по справедливости он безупречен. И он ничего не просит. Но есть много но. Он говорит: «Благодарю тебя, Господи, что я не такой, как прочие…» У него есть осуждение этих прочих, и он называет их конкретно убийцами, грабителями и прелюбодеями. Он ничего не просит, у него все есть. Он не бедный, он богат. И духовно, как ему кажется, богат, а вот других он осуждает.

Ничего не просит и мытарь, он не просит никакой справедливости. По справедливости – ой-ой-ой, вряд ли что-то ему достанется. Он просит о большем, о том, что больше справедливости – о милосердии. И в этом он угоден Богу. Если мы с вами будем настаивать на справедливости, нам, скорее всего, очень мало что положено, а может быть, даже ничего. Если мы с вами будем просить о милосердии, мы можем ожидать всего, то есть Царствия Небесного. В конечном счете, эта притча о каждом из нас. Потому что в каждом из нас есть и фарисей, и мытарь. Если мы честно заглянем внутрь, то согласимся.

И вот нужно прогнать из себя этого фарисея, потому что Бог его прогоняет. Не всегда библейские чтения так подходят друг другу очевидным образом, но сегодня очень. Говорит фарисей: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как прочие». А Господь говорит ему устами пророка Осии: «Благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая».

А вот мытарь действительно, имеет право, надежду, уверенность в Божьем милосердии, потому что Господь примет его именно таким. Покаянный Псалом царя Давида и эти слова мытаря – это одно и то же. Он только сводит их в одну строчку. Можно взять себе на вооружение и то, и другое: выучить 50-й, или в другой нумерации, 51-й Псалом, можно взять законным образом наши католические четки и читать на них православную Иисусову молитву. Можно и так, и сяк, но главное помнить, что милость превозносится над судом, милосердие выше справедливости. На справедливость можно уповать, и мы обязаны быть справедливыми, но, как и мытари, имеем право и обязаны молить Господа о милосердии к нам, к нашим близким и сами оказывать, прежде всего, милосердие. Аминь.

о.Георгий Кромкин

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 10.08.2018