Еще вчера вечером то, что разослал вам отец Андрей: название наших с вами духовных упражнений, не существовало. Это не значит, что я приехал с пустыми руками и с пустыми устами. Но чего-то очень важного в том, что я приготовил, не хватало и, когда я утром открыл сегодняшний евангельский текст, все встало на свои места, потому что не хватало только заголовка. И именно о том, о чем сегодня спрашивал книжник Иисуса, а Иисус ему отвечал – мы с вами и будем говорить.
В конце концов, это могло бы быть так: «Слушайте, казанские католики! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Возлюби ближнего твоего как самого себя». Что за странный вопрос задает книжник Иисусу? Какая главная заповедь? Мы с вами знаем десять, по крайней мере, на катехизации нас учат десяти заповедям. У иудеев их шестьсот тринадцать. Если открыть Википедию и написать: «613 заповедей», то там будет большой-большой список, в котором будут две части. Одна будет называться: заповеди, которые нужно соблюдать, что нужно делать – «повелительные заповеди», и другая, большая часть, в два раза больше, это «запретительные» – то, что делать нельзя. И вот из этих 613-и Иисус берет 3-ю и 206-ю, соединяет вместе и отвечает книжнику.
Это редкий случай, когда Иисус отвечает прямым ответом на прямой вопрос. Чаще всего Иисусу задают вопрос с подковыркой, с какой-то провокацией, чтобы Его уловить в какой-то ошибке или ереси. В этих случаях Иисус отвечает как будто на другой вопрос, или вообще не отвечает. Здесь редкий случай, когда мы слышим прямой ответ. И Иисус хвалит книжника в конце разговора и говорит ему: «Недалек ты от Царствия Небесного». Обычно Иисус про книжников и фарисеев говорит ой, какие страшные слова! Более того, после этого ответа Иисуса, «никто уже не смел спрашивать Его» (Мк 12, 34). Этой строчкой завершается сегодняшний Евангельский фрагмент. Что же такого сенсационного, важного, удивительного сказал Иисус, что больше никто не смел его спрашивать ни о чем?
Что там в этих 613-и заповедях? Целая свалка, они никак не структурированы, важные идут вперемешку с неважными. Наверное, кто-то полюбопытствует, я кое-что выписал себе. Например: не надевать мужчине женскую одежду; не трогать лезвием бороды своей; еще извините, не устраивать отхожее место внутри стана, внутри жилища; царю нельзя иметь слишком много лошадей – причем не указано, сколько это «слишком много» – 100-200-1000; царю запрещается приумножать свой капитал. Много еще вот такого и через запятую где-то там: не убий, возлюби ближнего… И вот из всего этого Иисус выбирает две: люби Господа как можешь, всем устремлением, всем сердцем, всей душою и люби ближнего как самого себя. Об этом мы с вами и будем говорить сегодня вечером, завтра и послезавтра.
На что сейчас хочу обратить ваше внимание. Первая заповедь для иудеев была совсем не новостью, они ее произносили как молитву очень часто. Это, фактически, молитва. «Слушай. Слушай, Израиль» Не просто возлюби Господа Бога твоего, а слушай. И иудеи, как и сегодняшние христиане, призваны слушать, особенно во время духовных упражнений: так получается, что бродячий, заезжий проповедник говорит, а вы слушаете. Но постараемся это облечь не в форму лекции, а в форму какого-то диалога. Я думаю, для этого тоже будут возможности. Я бы хотел, чтобы мы с вами в эти три дня особенно размышляли над второй частью этой заповеди, той, что я назвал 206-й: возлюби ближнего своего как самого себя. Что это значит: возлюбить ближнего как самого себя? Это значит, что нужно возлюбить себя, потому что, если мы не любим себя, мы не можем достойно и правильно любить ближнего.
За что и почему нужно любить себя? Почему, в конце концов, эта главная, как говорит Иисус, заповедь призывает нас любить себя? «За что?» – очень простой ответ – «За то, что нас любит Бог. За то, что единственная причина, по которой мы с вами на земле появились – не потому, что полюбили друг друга наши родители, а потому, что Иисус – Бог каждого из нас возлюбил тогда, когда ничего еще не было». Единственной причиной, (извините, что я говорю банальные вещи), единственной причиной существования нас с вами и всего мира, всех красивых звезд и планет, является любовь Бога конкретно к каждому из нас. Мы Ему нужны, Он в нас нуждается. Бог, Который самодостаточен, Которому ничего не нужно, захотел каждого из нас. Он захотел, чтобы я родился в таком-то году, в таком-то месте, в такой-то точке пространства. И про вас он точно также захотел. Мы Ему нужны. Богу, Который спокойно в вечности живет без нас, Ему до нас есть дело, до каждого из нас, мы для Него не муравьи в муравейнике, даже не стадо милых овечек. Личность, единственная уникальная личность, неповторимая и нужная. Более того, для каждого из нас есть дом, дворец, дача в раю. Для каждого из нас выписан пропуск в рай, для каждого из нас есть прописка в раю. Он хочет, чтоб мы были там вместе с Ним. Он хочет, чтоб мы погрузились в Его любовь не только там, но и здесь. Он любит нас такими, какие мы есть.
Да, мы такие: грешники, несовершенные, пьяницы, прелюбодеи, лентяи, обманщики, воры, или не совсем такие страшные, как я сейчас назвал, но тоже грешники. Он любит нас каждую секунду такими, какие мы есть, но этого недостаточно. Он возлюбил нас в Своем замысле, Он нас придумал не такими. Он меня придумал не такого и вас, сестры, придумал не такими, какие вы есть сейчас, и отца Андрея придумал не таким, и вас гости, которые пришли, как я понимаю впервые, или может быть, нечасто бываете в этом храме, тоже придумал не такими. Он придумал гораздо лучше. И вот наш путь любви к себе – это путь, который нужно пройти от тех, какие мы сейчас, до тех, которыми нас задумал Бог. Мы должны с очень большой радостью понимать, что Его план на каждого из нас, Его замысел о каждом из нас, великий, красивый и удивительный. И мы до него не дотягиваем. И можно сказать, второй раз Он любит нас именно в этом замысле, совершенном замысле, святом замысле.
Мы с вами придуманы святыми, мы можем стать святыми, потому что Он нас такими придумал, потому что Он нас такими задумал, потому что в Его планах мы святые, а значит, это реально. Если мы настолько любимы Им, что Он дает, и точно дает нам все возможности дотянуть до этого замысла, как же мы можем не любить себя? Да, мы можем не любить наши грехи и должны их не любить, мы должны бороться с нашими недостатками, да, это так. Но мы должны видеть, прежде всего, себя другими, увидеть свою глубину, увидеть свою величайшую красоту. Иногда это очень трудно – себя любить. Некоторые из нас очень хорошо это знают. Иногда трудно разрешить себя любить, потому что эта заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя» имеет и обратную сторону – нужно уметь позволить другому исполнить эту заповедь. Другой человек должен нас полюбить как себя, а мы не должны сопротивляться.
Казалось бы, в молодом возрасте это так хорошо ловить на себе любовь во всяком смысле, чувствовать к себе уважение, испытывать эту любовь других людей. А вот в пожилом возрасте? Как часто пожилые люди не хотят, чтобы их любили, не дают детям любить себя, не дают священникам любить себя. Почему-то очень часто пожилые люди только в последнюю очередь думают о том, чтобы позвать, например, к себе священника. Они стесняются своей немощи, стесняются своего жилища, стесняются того, в каком состоянии они находятся, стесняются своей болезни и всего того, что вытекает из этой болезни. Не хотят, чтобы священник вошел в бедное жилище, увидел пустой холодильник, лужу мочи в кровати. Стесняются. В более нормальном состоянии пожилые люди часто стесняются просить своих родных, говорят: «дети от нас страдают, мы не хотим отяготить своих детей». Надо научиться позволить другому человеку себя любить. Иногда наши более молодые прихожане, вы, я – стесняемся получить помощь куда более существенную: не хотим слушать критику в свой адрес, не хотим, чтобы брат или сестра нас исправили, не хотим, чтобы нам помогали духовно возрастать, не хотим, чтобы нам назвали наши ошибки. Не хотим. Не хотим разрешить другому нас любить.
Когда этот книжник повторил то, что понял, как ученик у доски: «правильно ли я понял?» – и повторяет полностью слова Иисуса, Иисус говорит: «Хорошо. Ты правильно все понял, недалек ты от Царствия Божия». Очень важно, Он не говорит: «Ты в Царстве Божием», Он говорит: «недалек ты от Царствия Божия», потому что нужно сделать еще много шагов, например, признать Иисуса Царем этого Царства. И тогда…
Конечно, не сейчас, а потом, не после этих духовных упражнений и не после других, но знаете, время от времени услышать в свой адрес «недалек ты от Царствия Божия»- это очень важно. И очень хорошо, если мы друг другу можем это говорить, не в лести, а в помощи, в благодарности за то, что кто-то рядом с нами – «недалек ты от Царствия Божия».
Мне меньше всего хотелось бы, чтобы эти духовные упражнения носили какой-то назидательный характер, характер какой-то лекции или каких-то указаний. Духовные упражнения на самом деле – это всегда только повод для размышления, всегда какое-то предложение: совершенное – несовершенное, святое – не святое, только предложение того, кто приезжает на духовные упражнения, подумать. Мне кажется, что у меня есть, что вам предложить, я уверен, что это будет несложно и думаю вместе нам с вами полезно. Буду очень рад, если Господь, хотя бы потом мне намекнет, что что-то получилось. Не претендую на то, что я «недалек от Царствия Небесного», но жду и от вас в этих духовных упражнениях помощи для меня в этом приближении. Прошу вас об особом контакте, об особом диалоге, об особом разговоре. Быть может не совсем так, как у Иисуса с книжником: я – не Иисус, вы – не книжники. Мы с вами – братья, мы призваны возлюбить друг друга, такими, какие мы есть. И такой, совсем незнакомый, я прошу у вас особой критической любви во время этих духовных упражнений, особой помогающей любви, особого диалога, особого разговора. Аминь.
о.Георгий Кромкин
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 09.03.2018