Р. Ляйнвебер. Искушение Христа

ЕВАНГЕЛИЕ Мк 1, 12-15

В то время: 12 Дух ведёт Иисуса в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями. И Ангелы служили Ему.

14 После же того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие.

Молчание глубоко, как Вечность; разговоры мелки, как Время (Томас Карлайл). Каждое слово появляется в какой-то временной промежуток, чего мы не можем сказать о молчании. Евангелист Марк не цитирует слов, используемых сатаной для соблазнения Иисуса, и не говорит о том, как Иисус противостоял искушениям. Искушение описывается кратко. Для Марка самое главное это время, кайрос – время Бога, которое исполнилось, чтобы Иисус мог начать действовать, вершить дела, соответствующие Царству Божьему.

Иисус призывал к обращению, к изменению жизни, но, прежде всего, к вере в то, что перемены возможны. Мы так часто привыкаем к нашей повседневной, земной жизни, что нам трудно принять какие-либо изменения в жизни духовной. Святой Павел точно понял эту реальность: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор 2,14).

Великий пост – это такой Божий кайрос, предназначенный для того, чтобы посмотреть на себя глазами Бога. Поэтому нуждаемся в том, чтобы Дух привел нас в пустыню. Своеобразной пустыней являются наши великопостные намерения.

Подумай о том, в какой пустыне ты нуждаешься: может быть это тишина в сфере слушания (музыки, медиа и т. д.), может покой глаз и воздержание от незамедлительного удовлетворения всех прихотей (покупки), может быть необходимы ограничения в области еды или сдержанность в разговорах.

Чтобы дух мог дойти до голоса, тело должно замолчать – иначе быть не может. «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин 6,63). Каждый верующий человек нуждается в Слове Божьем, которое является истинной пищей, дающей жизнь вечную. Возможно, необходимо что-то изменить в своей повседневной жизни, чтобы регулярно встречаться с Иисусом в Слове Божьем.

Во время Великого поста речь не идет только о телесных упражнениях ради них самих, но о том, чтобы открыть в своем сердце и жизни Иисуса Христа, который был «умерщвлен» по плоти, но оживлен для Духа. Именно Его силой мы можем бороться с нашими искушениями и Его победой побеждать в воскресении.

Молчание глубоко, как Вечность – то, что рождается в молчании (включая аскетизм) ведет к вечной жизни, поскольку позволяет нам обнаружить присутствие Бога. И все дело в том, чтобы мы глазами Бога, в Его мудрости, могли посмотреть на жизнь и на самих себя.

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове