Боюсь. Несмотря на то, что всегда чувствовал себя дома. Но чуть-чуть боюсь. Кто-то сказал: «Проповедь будет длинной», так что поставим хронометр, тем более, после проповеди Святейшего Отца Франциска, который говорил о проповеди на этой неделе, так что есть причина для боязни. Несмотря на это, чувствую, что здесь я дома, хотя дом мой сейчас в Ульяновске. Завтра, может быть, - Сахалин, но всегда знаю, что возвращаться домой можно всем. И благодарю за это.
 

В Евангелии мы слышали о реальности, которая окружала прокаженных. И вы знаете с чем чаще всего сравнивается проказа. Проказа – это грех. Я бы мог задать вам вопрос, но боюсь, потом кто-то в соцсетях выставит мою фотографию, употребляя проповедь для своих целей, для того, чтобы показаться вам каким-то успешным священником и проповедником. Говорю о том, что в соцсетях появилась по инициативе одного прихожанина этого прихода фотография, которая помещена в статье Лефевра, того, кто по хорошим причинам, потому что Литургия – это святое дело, но сделал из этого повод для того, чтобы разделить Церковь. Есть в этой статье, как пример того, что не надо делать фотография даже не угадаете кого: не отца Иезекииля, не отца Диогенеса, а епископа Клеменса. Это нехорошо.

В Ветхом Завете, если помните, был один патриарх – Ной, который однажды впал в грех: пьянствовал и остался голым на полу, и один из его детей начал издеваться над ним. Можете прочитать (поищите «Ной» в Ветхом Завете (Бытие 9, 20-29)), как Бог наказал этого неверного сына, который издевался над своим отцом. Ищите в поисковых системах все обязанности, которые есть у детей к своим отцам. Нельзя так делать.

Я думал о том, что хочу сказать, потому что еще не начал. Думал, начну и буду раздавать камни. Думал, что под снегом надо будет долго копаться, потом подумал: «Нет. Не дай Бог, фотография появится. Зачем?» Я хотел начать раздавать вам камни и предлагать: «если вы найдете какой-то грех во мне, возьмите камни. Если вы найдете, что этот грех вы никогда в жизни не совершали по отношению к своим детям, тогда бросайте в меня камни». Я собрался, конечно, в каске прийти, чтобы не было тяжело. Все-таки хочется жить. Нельзя так.

Проказа – это грех, который, мы рассмотрим на примере, который сам евангелист сегодня предоставил, – этого прокаженного. И если во время Моисея, как мы читали в первом чтении, или во время Иисуса, до этого, какой-то человек оказался прокаженным, его сразу отлучали от общины. Он не мог больше жить в городе, должен был жить в другом месте. Конечно, таких мест не существовало, так что они жили, как звери и как могли приспособиться, так и делали. Потому что вернуться в город за материалами, чтобы строить себе жилье, за лекарствами, чтобы за собой ухаживать, хотя бы по-человечески, они больше не могли. Они были мертвыми, в теле своем они начали умирать, пока еще были живы. Они присутствовали не только потому, что мы все присутствуем (я старею, мне 40 уже, бегать не могу, петь каждый раз получается все меньше и меньше, раньше мог высоко, сейчас уже нет), но еще потому что, будто уже в гробу.

Их отлучили от общины, от города, от храма. Храм в то время был единственным местом, где верующий иудей мог обращаться к Богу. Не под деревом, не в капище, как творили грехи другие цари, только в храме. Поэтому они отлучены были и от храма, от общения с Богом. Это была проказа. И они навсегда лишены всякого человеческого сострадания, потому что проказа эта была последствием греха в то время. Если у тебя проказа, значит ты грешник, и поэтому правильно страдаешь. И это не изменилось во время Иисуса, если какой-то человек, прокаженный, появился там, где много людей и подходил на расстояние большее, чем ему было позволено, его нужно было убить камнями. Это проказа. И с этой очень страшной болезнью сравнивается грех.

И есть такое сравнение – все то, что я сказал, происходит, когда мы совершаем какой-то грех. Мы – одно тело, одна община, Мистическое Тело Иисуса Христа. Когда один из нас грешит, мы ампутированы. Когда один из нас живет во грехах, у нас есть один член нашего мистического тела, который мертв. Представьте себе, что у вас палец не отрезали, а он мертвеет, и вы говорите: «Отрежьте, мне, пожалуйста, палец». – «Нет». И вы понимаете, что если не отрезать, это распространится. Это происходит с грехом, потому что те, кто рядом с этим человеком, испортятся. Очень трудно находится возле человека, который не хочет измениться, не хочет изменить свою жизнь. Есть опасность. И мы начинаем воевать против него: «Давай отрежем его, вместо того, чтобы лечить его. Лечить его невозможно, это проказа».

Пришел этот прокаженный, встал на колени перед Иисусом и сказал: «Если хочешь, можешь меня очистить» (Мк 1, 40). Единственный, Кто имеет сострадание ко всяким грешникам, единственный, Кто может лечить проказу греха – это Иисус Христос. Не говорится в Евангелии, чтобы он подошел, чтобы Иисус шел навстречу прокаженным. Не говорится. И это должно заставить нас задуматься, если у нас есть грехи, мы должны, во-первых, сказать: «Я – прокаженный» и потом падать на колени, искать Иисуса там, где Он есть. Не там, где я хочу Его найти. Мне нужно идти к Нему, если хочу очиститься. Принимать Его там, где Он есть. Все Заповеди, не только некоторые. Изменить себя: «Я в том месте был, сейчас мне нужно оказаться совершенно в другом месте, чтобы Бог меня мог лечить». И этого никто не хочет делать. Всегда стараемся, чтобы Иисус пришел туда, где мы находимся и тогда начинаем воевать. Это неправильно.

Я могу изменить только одного человека на этой земле – себя, не других. Другие не виноваты в том, что происходит в моей жизни, я должен взять ответственность за то, что я делаю, или за то, что я делал, или за то, что у меня не получилось сделать. Если приход развалится из-за того, что кто-то говорит, кто ответит? Если этот человек вводит в соблазн, как мы слышали. Смотрите, как актуально: никто не выбирал это чтение,оно читается всегда в шестое воскресенье рядового времени: «Братья: Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам» (1 Кор 10, 31-32).

Есть ссора между нами? Есть разногласие между нами? Не обязательно в соцсетях писать об этих вещах. Чтобы другие сказали: «А, смотри, эти католики – протестанты». Первая христианская община отличалась не проповедями, не лечением больных. Читаем, что были такие вещи, но все остальные, которые видели этих христиан, говорили: смотрите, как любят друг друга. Это было первое, что привлекало всех в общине. Каждый день по три тысячи обращенных в первые дни. Смотрите, как любят друг друга. И что, не было конфликтов у первых христиан? Были. В Деяниях апостолов поищите, как ссорились, и как выступал святой апостол Павел против святого апостола Петра – первого среди всех апостолов. Но это было в семье. В одном месте в Евангелии говорится так: «Кто не со Мною, тот против Меня. И кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф 12, 30), в другом месте Иисус говорит: «Если сатана восстал против сатаны, то пришел конец царства его» (Ср Мк 3, 26). Если в одном царстве происходит ссора, пришел конец этому царству, если в одной семье есть ссоры, значит приходу конец. У кого нет греха, первым бросьте камень. А зачем вам?

Евангелие от Луки: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» (Лк 17, 1). И что делать нам? Ампутировать таких членов, чтобы они нас не испортили? Нет, нужно молиться за них. Нужно исправлять. Братское исправление – подойти к ним и сказать: «Слушай, так нельзя». У всех есть грехи. У священников – грехи, недостатки. Хотите святого священника? Я не знаю, что вам сказать. Молитесь, наверное, поддерживайте его, не говорите о нем. Или вы никогда не ошибались, или у вас все такое светлое, что уже можете вынуть из глаза брата своего…? Или начинаем жить по Евангелию? Или мы не христиане? Будем ходить по воскресеньям, или нет? Я не работал двадцать лет в этом приходе, но я много чему научился здесь: что делать и что не делать. Но если бы работал двадцать лет в этом приходе и через полтора года, после того как ушел, начинаю узнавать о проблемах, которые из-за того, что я ушел. А чему я за двадцать лет научил людей? Чтобы они воевали между собой, чтобы они не умели прощать? Для чего я оставил в этом приходе двадцать лет? Не мог бы сказать отец Диогенес: «Кто слушает голоса моего?» – как говорил Пророк Иеремия. Все оставили его.

Есть хорошая новость: Если хочешь, Господь может тебя очистить. Естественно, в течение проповеди, наверное, поняли и вспоминали: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Все то, что они говорят, делайте. По делам их не поступайте» (Ср Мф 23, 2-3).

Вам что-то не нравится? Но если вы, когда мы говорим, понимаете, что справедливо, вспоминайте эту цитату.

о.Иезекииль Айяла

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь о.Иезекииля 12.02.2018