В этом литургическом году по воскресеньям Церковь следует, в основном, Евангелию от Марка. По большей части мы будем читать это Евангелие, с некоторыми вставками, возможно, из Евангелия от Иоанна. Отрывок, который мы слышали, это практически начало – это первая глава Евангелия от Марка. Но встреча, которая описывается, встреча Иисуса Христа с первыми Его учениками – это не первая встреча. О первой встрече мы слышали в прошлое воскресенье, когда читали Евангелие от Иоанна, где Андрей и Иоанн-евангелист находятся вместе с Иоанном Крестителем. Иоанн Креститель, который указывает на Иисуса Христа, говоря: «Се Агнец Божий». Они пошли, увидели, где живет Иисус Христос, Андрей позвал Петра, брата своего, и так далее. Теперь же, когда арестовали Иоанна Крестителя, Иисус Христос после этих событий проходит возле озера Галилейского, то есть уже не близ реки Иордан, а в Галилее, находящейся на севере. И находит Своих учеников. Сначала Он начинает проповедовать, а потом призывает Своих учеников.

Что Христос проповедует? Говорит: «Приблизилось Царствие Божие» (Мк 1,15). Царство Божие близко. Что означает, что Царство Божие близко? Что приблизилось? Приблизилось Царство, в котором Бог – Царь. Явно, что это не материальное царство, то есть не политическая система, которая приблизилась. Потому что до каких-то первых христианских государств, например, где цари были христианами, еще пара веков, по крайней мере. А в большом количестве – много веков. Приблизилось Царство Божие. Царством Божьим можно назвать положение, в котором Бог царствует среди людей, то есть положение, в котором человек подчиняется Богу, знает волю Божью и следует Ему, и Бог царствует в его сердце.

Приблизилось Царство Божие, то Царство, которое приносит Иисус Христос, оно близко, оно наступит. Царство Божие реализуется здесь на земле в Церкви. Но Церковь еще должна начаться. Далее говорит Христос: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1, 15). Слово «покайтесь» – это то же слово, которое используется в нашем переводе и переводят его еще и «обратитесь». Покаяться значит не просто сожалеть о своих грехах, но значит, изменить свою жизнь, и слово, которое используется на греческом, наверное, вы все знаете – «metanoiete», то есть покайтесь, измените ваш образ мыслей, обратитесь, изменитесь, обернитесь, измените образ ваших поступков, измените вашу жизнь. Царство Божие близко, поменяйте вашу жизнь: то, как выдумаете, то, как вы поступаете. Поступайте как граждане этого Царства, которое близко.

Христос во второй момент призывает апостолов, которых мы видели ранее. Апостолы показывают пример покаяния, не в том смысле, что они как великие грешники во вретище начали просить покаяния у Бога, но в том смысле, что они обратились, они поменяли свою жизнь. Апостолы оставили то, чем занимались, оставили свою прежнюю жизнь, чтобы следовать за Христом. Апостол Иоанн, апостол Андрей, апостол Петр. И они явили собою пример этого обращения – покаяния. Об этом обращении – покаянии пишет также сегодня апостол Павел, которого мы читали во втором чтении. Пишет так: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор, 7, 29-31). Мир сей проходит. Покайтесь, или обратите ваше сердце, измените образ ваших мыслей и поступков, более не будьте мирскими людьми, которые печалятся и радуются мирскому, которые следуют тому, что есть в этом мире: богатствам, каким-то успехам, но ищите Господа. Этот пример показывает, что обратившийся человек живет не мирскими целями, но целями вечными, то есть желает обрести Бога. Бога, для которого он сотворен, Бога, Которым он сотворен.

Первое чтение говорит нам о пророке Ионе. Помним, кто такой Иона. Бог призвал его проповедовать ниневитянам о наказании за их грехи. Иона не хотел идти и пытался бежать. Уплыл на корабле, была буря, корабль тонул, Иону бросили в воду, его поглотила большая рыба, во чреве которой он пробыл три дня. И потом оказался выброшенным на берег возле Ниневии. То, что мы читали сегодня, это проповедь Ионы, когда он уже достиг этого города, то есть после того, как прошел через череду всех этих испытаний. Иона пошел проповедовать разрушение, наказание, пошел проповедовать то, что ему было неприятно говорить. Он не хотел этого говорить. Людям, которые его слышали, тоже было не особо приятно. Но его проповедь помогла обратиться и спастись большому городу. Мы можем даже представить себе, как мог Иона проповедовать. Явно, если ему это было не в радость, то проповедовал он больше с сожалением. И наверное, если бы он пришел говорить, как мы можем представлять себе иногда пророков, со властью, или громогласно, помпезно, то его вряд ли бы кто-то услышал. Но весь город, великий город, обратился, покаялся и потому был спасен.

Сегодня, как продолжение того, о чем мы говорили в прошлое воскресение, мы вспоминаем об этой миссии, которая есть у всех верующих христиан – пророческой миссии. Мы тоже должны проповедовать, свидетельствовать и вести к покаянию, вести к покаянию – обращению, к изменению образа мыслей и жизни грешников, людей, которые находятся в опасности того, чтобы пропасть, чтобы не обрести жизнь вечную.

Но проповедь может быть двух видов: первый – то, как не надо проповедовать. Это когда проповедующий смотрит на других свысока, считает и не без оснований: «Вот у меня истина, которую я знаю, я вам проповедую…» Но говорит так: «Вы – грешники, а я – нет. Признайте, что вы грешники и обратитесь». В такой проповеди в человеке будет говорить гордыня, будет говорить самолюбие. Такая проповедь не возымеет действия, но только возбудит подозрение в тех, кто ее слышит, и редко кого сможет спасти. Таким образом Иисус не особо часто проповедовал.

Второй образ, каким человек может проповедовать ( здесь мы говорим о проповеди словами, то есть о той пророческой миссии, которую мы словом исполняем, не только примером). Второй способ, или второй вид проповеди, это когда сам проповедник осознает себя грешником, понимает, что он грешник, и сам тоже должен обратиться, постоянно каяться и обращаться, менять свой образ мыслей. Который все время возвращается к земному, все время возвращается к материальному и постоянно является рабом страстей. Тогда он сам должен покаяться, и проповедь его вдохновляется теми же желаниями, что и желание Господа, то есть желание помочь погибающим, помочь другим людям спастись. Его проповедь вдохновляется милосердной любовью, милосердием к грешникам, желанием помочь им, спасти их, не дать им погибнуть.

Сегодняшнее Евангелие, которое слышали, это Евангелие, которое рассказывает только о начале проповеди: начало проповеди Христа, первое призвание апостолов. Только начало. Сегодня мы тоже должны осознать, что если мы до сих пор не делаем, то тоже должны учиться войти в эту миссию Христову, пророческую миссию, которая обязывает и нас тоже проповедовать примером и словом, чтобы привести как можно больше людей ко спасению.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 21.01.2018