Иоанн Предтеча с двумя учениками находится, наверное, на берегу Иордана и видит Иисуса Христа, Который проходит. В других Евангелиях, по–моему, не описывается этот момент. Описывается только здесь. И есть серьезное подозрение, что один из двух учеников был как раз Иоанн. Он говорит: «было два ученика», потом говорит: «один из двух был Андрей», а о втором не говорит. Но он единственный, кто это описывает. Так что есть серьезное предположение, почти уверенность, что он. Эта встреча произошла после того, как Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа. Когда он крестил Иисуса Христа, была первая встреча между Иоанном Предтечей и Христом. Тогда он узнал Христа, тогда отверзлись Небеса, тогда был Глас Божий с Небес: «Сей есть Сын Мой, в Котором Мое благоволение. Сын Мой Возлюбленный. Его слушайте». Тогда сошел Святой Дух в виде голубя. То есть после Крещения. Поэтому в прошлое воскресенье мы праздновали Крещение Господне, а в это воскресенье читаем этот отрывок о том, что произошло потом. Потом не значит сразу, может быть, через пару дней.

Что такое крещение, вернее, именно наше крещение? Что происходит с нашим крещением? Когда мы изучаем Катехизис, когда мы подготавливаемся к крещению, то мы среди прочих вещей знаем, что с крещением человек получает миссию, вернее, даже три миссии. Это миссия пророческая, священническая и царская. Это миссия Иисуса Христа – Пророка, ибо Он есть Слово Божие, говорит Слово Божие, Сам есть Слово Божие. Священническая – ибо Христос приносит Себя в жертву ради нашего искупления. Царская – ибо Он пришел, чтобы править миром, чтобы весь мир был подчинен Ему. Христианин, то есть, человек, который принимает крещение, через крещение начинает участвовать в этой миссии Христа, то есть в миссии священнической, царской и пророческой.

И сегодня я хотел поговорить об одной из этих трех миссий – о пророческой. В чем заключается эта пророческая миссия? Нужно обратиться к Ветхому Завету, чтобы посмотреть, что делали пророки? Пророки, поскольку они Пророки, говорили от лица Бога, или Бог говорил через них. Это в общем. Но они указывали на Мессию. В другом месте Евангелия от Иоанна есть такие слова. То есть один ученик бежит к другому и говорит: «Мы нашли Того, о Ком писали, о Ком говорили Пророки и Закон». То есть, об Иисусе Христе. Пророки не просто вообще говорили от лица Бога. Да, говорили, и разные указания давали, но они указывали на Христа. И сейчас мы вернемся к Евангелию. Иоанн-Креститель – это последний Пророк, им, можно сказать, завершается Ветхий Завет. И что делает Иоанн-Креститель? Указывает на Иисуса Христа, указывает своим ученикам, своим последователям. Говорит: «Вот Агнец Божий». Тем самым Иоанн-Креститель исполняет свою пророческую миссию, приводя тех, кто ему следует, тех, кто его слышит, к Иисусу Христу.

Потом в другой момент он говорит, что «Ему, Христу, должно расти, а мне умаляться. Потому что я пришел ради Него. Тот, Кто должен прийти после меня». То есть миссия пророка – это указывать на  Христа, вести ко Христу. И все мы, верующие христиане, крещеные, мы имеем эту пророческую миссию, подобную миссии пророков Ветхого Завета, подобную миссии Иоанна-Предтечи, – указывать на Христа. Мы – священники, монахини, миряне – каждый по-своему, но пророки, мы должны участвовать в этой пророческой миссии, должны вести к Иисусу Христу. И это, наверное, главное в нашей пророческой миссии.

В нее входит еще и много других вещей, например, пророки учили, как правильно жить, что нужно делать, чего нужно избегать, каковы заповеди: через Пророка Моисея были даны Десять Заповедей. И мы тоже учим этому: что нужно делать, чего нельзя делать, в чем воля Божья, в чем нет Его воли. Мы, например, знаем, что нужно стремиться к миру. Но мир сам по себе не является целью – это только следствие пророческой миссии, или следствие того, что мы должны привести человека ко Христу, что мы должны других привести ко Христу. Нужно исполнять Божью волю, нужно приходить в воскресенье на Святую Мессу, например. Это важно: не участвовать в воскресной Святой Мессе является тяжким грехом, опоздать так сильно, что, например, не успеть к Евангелию, уже считается неучастием в Святой Мессе. Но опять же – это следствие того, что человек обретает Христа и, обретя Христа, спешит, спешит встретиться с Ним во время Литургии.

Мы говорим, что нужно молиться каждый день, помогать бедным – это все правильно, но это, можно сказать, – не цель, это – следствие. Следствие того, что человек обретает Христа и хочет общаться с Ним каждый день, и помогает нуждающимся, потому что обрел Христа, общается со Христом, имеет любовь Божию в себе. Есть цель нашего пророческого служения – привести людей ко Христу, остальное – это следствие.

К какому Христу мы должны привести людей? Ведь Христа можно по-разному воспринимать. Обратимся еще раз к словам Иоанна Предтечи. Он указывает на Христа и говорит: «Вот Агнец Божий». Евангелие, которое мы сегодня слышали, ограничивается этими словами: «Вот Агнец Божий». Мы знаем продолжение, которое используется: «Агнец Божий, берущий на Себя грех мира». Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Это значит, что обретая Христа, мы обретаем Того, Кто берет на Себя наши грехи, Кто нас спасает. Наш Спаситель. И это значит, что пророческая миссия – привести людей к тому, чтобы они нашли Спасителя, чтобы они пришли к Иисусу Христу, Который берет на Себя их грехи. То есть, это значит осознать, что мы нуждаемся и что они нуждаются в Спасителе, что они грешники и нуждаются в Искупителе.

Потому что часто мы сами даже не хотим признавать, что мы грешники. Настоящий мир, которого мы хотим достичь, мир, в котором мы хотим жить – бывает разным. Мир должен царить в семье, в приходской общине, в обществе. Но мир может быть ложным. То есть мир, когда все просто договариваются о каких-то правилах. Когда есть толерантность, когда люди хотят достичь комфорта и говорят: «Ради комфорта будем следовать этим правилам. Чтобы никто никому не мешал». Но настоящий мир достигается среди людей, которые обретают Христа, которые обретают Агнца Божьего – Искупителя, которые обретают Того, Кто спасает их от грехов. То есть это община людей, которые осознают себя грешниками, и которые объединены Тем, Кто их спасает, объединены Христом. Поэтому даже мир в семье, в приходе и в обществе, настоящий мир будет достигнут, когда мы будем достигать Христа, когда мы будем и других вести ко Христу.

Священник во время Святой Мессы повторяет слова Иоанна Предтечи. Показывая Тело Христово, он говорит: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира». Таким образом Церковь-пророчица, призывает нас идти ко Христу, идти за Христом. Идти ко Христу, как пошли к Нему два ученика Иоанна Предтечи, Иоанна Крестителя. Призывает вести других ко Христу, как поступил Апостол Андрей, который увидев Христа, встретив Христа, побежал к своему брату Петру и сказал: «Мы нашли Мессию, что значит Христос, мы нашли Христа! Того, кого предсказывали Пророки. Того, Кого ожидал весь род человеческий, Кого ожидал народ Израиля». То есть, еще раз: мы должны быть пророками, мы по крещению нашему являемся пророками. А значит, должны вести других, друг друга, себя самих ко Христу.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 14.01.2018