В то время: 7 Иоанн проповедовал, говоря: идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. 8 Я крестил вас водою; а Он будет крестить вас Духом Святым.
9 И было в те дни, пришёл Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение.
Праздник Крещения Господня завершает рождественский период в Церкви. Поэтому стоит мысленно вернуться к нашему крещению. Ведь наш путь веры начался с него. Рождественские елки будут разобраны, Вифлеемские вертепы спрятаны до следующего года. А мы? Мы входим в нашу повседневную жизнь, укрепленные словом Божьим, атмосферой проходящего Рождества, семейных встреч, подарков и всего того, что по-человечески представляет собой красоту и тепло этого особого времени. Мы начинаем рядовое время, но сколь необычны слова из сегодняшнего Евангелия, относящиеся к Иисусу: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». Иисус, выходя из воды, увидел разверзающиеся небеса, открывшиеся внезапно, динамично как молния. На Него, как голубь, снизошёл Святой Дух, и Он услышал голос с небес. Все это – личный опыт Иисуса и одновременно Божье откровение. Иисус не совершил никакого греха, но, однако, принимает крещение покаяния в Иордане, став посреди грешников, как брат среди братьев. Это необычное событие является началом того, что должно совершиться благодаря Его смерти на кресте, открывшей людям доступ к Богу, освобождая от зла и греха. В 15, 38 тот же самый евангелист Марк написал о том, как завеса в храме раздралась надвое в момент смерти Иисуса. Он объединил эти два факта в один, используя тот же греческий глагол. Небеса открыты для всех, для грешников. Мы можем завязать сердечные, полные любви отношения с Богом, который любит нас, потому что Он есть Любовь! Иисус, Сын Божий, выполнит миссию Слуги, о которой мы слышим в первом чтении, миссию милосердия, примирения, мира и спасения (см. Ис 42, 1–4, 6–7). Бог, обращаясь к Иисусу, обращается также и к нам (см. Евр 1, 1–3). Как? Через жизнь и дело спасения, совершенного Иисусом.
Мы также имеем необыкновенный личный опыт. Это наше крещение. Каждый из нас в Иисусе – возлюбленное, усыновленное дитя Бога. В крещении мы получили Духа, дающего нам дар сыновства, поэтому мы можем взывать: «Авва, Отче!» (См. Рим 8,15; Га 4,6). Когда мы в молитве обращаемся к Богу с детской преданностью и упованием: «Авва! Отче!», тотчас же открываются небеса, и мы слышим признание любви: Ты сын мой возлюбленный, в котором Моё благоволение. Иисус принял Святого Духа и тем самым был предназначен Отцом для особой миссии, спасения всех людей. Мы получили благодать крещения, дар новой жизни, требующий ответа с нашей стороны: жить достойно этого дара. Святой Дух поддерживает нас в этом. Он позволяет нам пройти по земле, проявляя ко всем добро, подражая Иисусу Сыну Божьему в любви (см. Деян 10, 34–38).
Итак, помолимся словами вступительной молитвы с сегодняшней литургии:
Всемогущий, вечный Боже, после крещения Христа в водах иорданских и сошествия на Него Святого Духа Ты провозгласил Его Возлюбленным Сыном Своим. Помоги нам, усыновлённым детям Твоим, возродившимся от воды и Святого Духа, всегда быть угодными Тебе. Аминь.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове