Дорогие братья во Христе, дорогие собратья в священническом служении, сестры-монахини, дорогие гости нашего прихода. В этот замечательный вечер, в эту ночь, Рождественскую ночь, мы отмечаем светлый праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Мы отмечаем приход Божий на землю, приход Бога к людям. То, как именно Он к нам пришел и что это означает для человечества, для всех нас. Я хотел бы начать это размышление с вопроса, который мы можем себе задать. Если бы мы абстрагировались от Рождества и подумали: как Бог мог бы прийти на землю? Как бы Он мог прийти на землю, что могли бы думать люди – праведники, ожидающие Господа в Его время, либо как мы сами иногда, чтобы Бог пришел на землю? Как Святой придет к людям, живущим во грехах? Бог Всесильный, Всемогущий к людям слабовольным, которые сами себя считают всесильными, иногда даже думают, что они могущественнее Бога. Как может прийти Наидостойнейший к тем, кто считает себя достойными всего, но утратили практически все свое человеческое достоинство. Каким образом может прийти Бог Мудрейший – Сама Мудрость к людям – безумцам, возомнившим себя мудрецами? Каким образом смог бы прийти Справедливый Бог к людям, которые постоянно Его несправедливо оскорбляют? Как Тот, Кто должен быть почитаем, может прийти к людям, которые о Нем забывают. Тот, кто должен быть любим всем сердцем, к людям, которые, скорее всего, всем сердцем любят только самих себя. Или по-другому – как Бог мог бы прийти к нам, таким людям?
Как бы мы поступили на Его месте? Какой бы глупой эта фантазия не была, но что бы мы сделали на Его месте? Наверное, мы можем представить, что Он придет, круша и уничтожая, повелевая и подчиняя Себе силою тех, кто не хочет подчиниться добровольно, заставляя, обязывая, принуждая, огнем и мечом исправляя весь грех, всю несправедливость, всю человеческую низость. И мы понимаем, что если бы Бог пришел таким образом, то Он был бы прав. Мы это заслужили, Он был бы справедлив. Тем более, что таким образом Он уже приходил. Он ранее уже так поступал, уничтожив грешников один раз водами потопа, другой раз палящим огнем и серою. Однако, нам следует задуматься, не оказались бы и мы в числе тех, кто должен быть уничтожен, ибо мы часто требуем справедливости для других, но забываем, что сами своими грехами часто заслуживаем такого наказания. Как поступил бы Бог, если бы пришел так?
Но вот как Бог поступает: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» (Ис 55, 8). Бог выше нас, Он мудрее нас и Он милосерднее нас. И самому мудрому не могло прийти в голову то, что Господь захотел совершить, то, каким образом решил прийти к погибающему человечеству. Есть такой святой – святой Игнатий Лойола, он составил так называемые «Духовные упражнения», которые состоят из многих размышлений, молитв, созерцаний, размышлений на разные темы. Есть там одно, которое посвящено Воплощению. И там он предлагает: Представьте себе этот момент, Бога, Пресвятую Троицу – Три Лица в Троице, Которые взирают на мир. Взирают на мир, который наполнен людьми разных рас, цвета кожи, профессий, занимающихся разными делами: ведущими войны, крадущими, оскорбляющими, убивающими, совершающими разного рода преступления. И представить, как эти Три Лица Троицы видят все это, и видят, как все люди идут в ад, как все идут в погибель. Потом представить, как Они, смотря на этот мир, как бы разговаривают между собою и решают: искупим, спасем род человеческий. А потом вспомнить то, что произошло в Назарете, как Ангел явился Деве, и как Дева зачала маленького ребенка.
И вот сегодня мы видим всю глубину премудрости Божьей, видим красоту Его дел. Сегодня мы созерцаем, то есть видим Его любовь к нам. Не силой, не потопом, не огнем, не мечом, но слабостью, смирением, кротостью и любовью приходит Он к нам. Он отдает Себя нам, приходя слабым, Он вручает Себя нам Младенцем, под нашу опеку, Он усмиряет нашу гордыню, приходя смиренным, Он усмиряет наш гнев, приходя кротким, Он сеет семя любви в наше сердце, приходя с любовью. Конечно, наказание Божие не отменяется, оно не упразднено, оно только отложено до конца времен. И страх наказания в наших мыслях, в наших умах, в наших сердцах зачастую бывает полезен. Бывает полезно бояться наказания – это нас пробуждает, заставляет нас проснуться от духовного сна. Особенно помогает он большим грешникам, а также посредственным христианам, которые считают, что уже и так все хорошо и нечего больше улучшать.
Но не страха наказания, в конечном счете, Бог хочет от нас добиться. Он хочет добиться от нас любви. Чтобы мы полюбили Его, чтобы любовь эта была добровольной, чтобы она была свободной, непринужденной и чтобы она была всецелой, чтобы мы всем сердцем любили Его. Поэтому праздник сегодня, который мы отмечаем, является наикрасивейшим, ибо Своим Рождеством, Своим приходом Младенцем Он, Бог, совершенно особенным образом взывает к нашей любви к Нему, Он пробуждает в нас любовь к Нему.
Поэтому в этот праздник мы можем пожелать друг другу любви и радости. И, наверное, именно в этой последовательности: сначала любви, а потом – радости. Любви какой? Не обычной любви, не земной, не мирской, не чувственной, а любви к Богу, Который так нас возлюбил. А также не земной радости, не мирской радости, а радости от общения со Христом, Который таким образом к нам пришел. Ему слава во веки веков. Аминь.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь на Месса Навечерия Рождества Христова 24.12.2017