в этот раз я пишу вам мое рождественское послание всего за несколько дней до Святой ночи, в тот день, который стал важным для всей моей жизни. Ровно тридцать лет тому назад: 19-го декабря 1987 года я был рукоположен в диаконы. Пусть это совпадение даст нам немного поразмышлять о Том, рождение Которого мы празднуем со всей вселенной.
Иисус Христос – священник. Тот священник. Единственный священник Нового Завета. Жертва, которую Он принес Богу – Он сам. Он родился, чтобы стать жертвой. В чем смысл? В жизни человека, обреченного собственным грехом на смерть.
Простите, не хочу вас увести именно сегодня из Вифлеема в какой-то теоретический урок катехизиса, но хотел бы с вами приблизиться к яслям Младенца, а если Он позволил бы, еще ближе, глубже: войти в Его Сердце.
Давайте, припомним пока одно: Христа мы называем священником.
В таинстве священства призванные Христом сегодня получают участие в Его священстве. Они не становятся «другими» священниками, но отдают себя Ему, для того, чтобы Он осуществлял Свое священство через них среди людей. Итак, мы каждый раз осознаем присутствие и действие Христа, когда наши священники отпускают грехи, совершают Евхаристию или другие таинства. В связи с обрядами, священников иногда называют «служителями культа». Правильно ли это? Все ли это?
Некоторые из вас сегодня, наверное, думают, что я пишу не по теме. Мы празднуем Рождество! Не так ли? Да, братья и сестры. Но что это значит? – Младенец родился. – Слава Богу! Слава в вышних Богу! Но я читал, что каждую минуту рождаются приблизительно 144 младенца. В чем особенность «нашего» Младенца?
Таинство священства имеет три степени: диакон, священник, епископ. В Вифлеемском Младенце – вся полнота этого священства. Значит … – и теперь вы знаете, почему я начал сегодняшнее послание с упоминания о дне моего рукоположения в диаконы – значит, не будет ошибкой сказать, что Иисус диакон. Он не только служитель священных тайн. Он не только «предстал и Священником, и Жертвенником, и Агнцем» (5-я префация Пасхи), но Он служил людям на улице (Закхею, сотнику, матери юноши из Наина), больным и изгнанным (например, прокаженным или блуднице), голодным (после длинной проповеди), жаждущим (например, женщине у колодца Иакова).
Я признаю, что это странно звучит, непривычно, но в Вифлееме родился диакон. Слово «диакон» переводится как слуга, раб. Мотивация всего, что Он, Иисус, делал в своей жизни (и, кстати, делает!) – одна: любовь к Богу и к людям. Это главная заповедь Его жизни, которую Он передал нам как завещание, как призвание. Нам всем! Ведь уже через принятое крещение все мы участвуем в общем священстве Христа.
Возлюбленные, Рождество, тем более, когда оно еще и смешано с Новым годом, может превратиться в бессмысленную вечеринку. Моя попытка смотреть на дно Вифлеемского события была обоснована желанием прикоснуться к его сокровенному содержанию, к Сердцу Младенца, то есть к любви Бога, а также к призыву, который Младенец принес нам с Неба. – Конечно, просто словами это невозможно. Но я прошу Иисуса сегодня у яслей, чтобы одно или другое слово помогло вам продвинуться в правильном направлении. Я прошу Его, чтобы мы жили соответственно нашему «диаконскому» призванию, чтобы мы были готовы служить, не в центре внимания, а самоотверженно – как Папа Франциск часто повторяет – на периферии, в Вифлеемских вертепах нашего времени, нашей окрестности. Братья и сестры, там Он нас ждет.
Пресвятая Богородица Мария, Его нежная мать, которой Иисус поручил всех нас в последние минуты перед завершением Его земного пути, да будет нашей заступницей перед Богом. Но пусть примером своей жизни Она будет также нашей воспитательницей.
Всех вас я поздравляю с Рождеством Христовым с глубоким волнением в душе. И я прошу Младенца Иисуса, чтобы Он благословил вас и ваших близких, особенно больных и одиноких, и чтобы Он дал нашему миру мир, в котором он так нуждается.
Ваш епископ Клеменс Пиккель
Ординарий Епархии Святого Климента в Саратове
Саратов, 19 декабря 2017 г.