Сегодня Церковь празднует это воскресенье -воскресение Gaudete – третье воскресенье Адвента. У этого воскресенья есть цель – даровать нам радость или напомнить, что радость должна наполнять наши сердца. Наполнять наши сердца с определенной целью, потому что Бог близко, и мы как раз приближаемся к празднованию Рождества Христова. Мы слышали сегодня второе чтение – Чтение из Послания святого Апостола Павла к Фессалоникийцам: «Братья: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 16-18). Апостол Павел призывает всегда радоваться. Радуйтесь всегда! Это радость, которая всегда должна быть в нашем сердце, то есть всегда нас наполнять. Нужно это помнить. Радость должна присутствовать. Что означает эта радость? Понятно, что она не означает обязательно какого-то веселия, необязательно, что человек будет ходить петь, плясать, но внутреннюю радость, духовную радость.[/caption]
Теперь нужно рассмотреть одну вещь. Есть такая вещь, как «распознавание духов» – это из духовности, то есть из жизни каждого человека, каждого христианина. Нужно распознавать духов, так как дух может быть злым, а может быть добрым. Кто такие злые духи? – Это бесы. Кто такие добрые духи? – Это Ангелы. Нужно отличать их друг от друга, потому что и те и другие действуют в нашей душе, действуют в душе каждого человека. В чем желание добрых духов? – Привести нас ко спасению. А в чем состоит желание бесов? – В том, чтобы увести нас в погибель. И те, и другие действуют на нас, на наши мысли, желания, на решения, которые мы принимаем. И есть такие вещи, которые происходят с нами, когда на нас действуют бесы.
Как действует бес на душу, которая хочет блага, хочет быть с Богом, хочет послужить Богу? А действует он очень хитро. У дьявола есть такая стратегия, об этом говорит Святой Игнатий Лойола в своих Духовных упражнениях. Сатана сначала идет с человеком рядом и по направлению к доброму, то есть этот дух дает вроде бы добрые желания, благие желания, как, например, чтобы Церковь Христова охватила всех людей, чтобы все люди спаслись, чтобы Церковь Христова восторжествовала. А потом потихоньку начинает заворачивать на другой путь, куда сам сатана хочет. То есть может увести на другой путь, на путь, который отличается от первоначального. Это как некоторые криминальные элементы, которые могут прийти и сначала как бы идти с тобой туда-сюда, а потом потихоньку заворачивать в подворотню, где тебя ограбят, в лучшем случае, или убьют. То есть некоторые сначала кажутся друзьями, пытаются казаться друзьями, а потом оказывается, что у них свои коварные замыслы.
Это очень сложно бывает различить, когда сатана входит в нашу душу и пытается нас соблазнить. И соблазняет нас, на самом деле. Для этого Святой Игнатий говорит так: «Нужно смотреть на то, что в нас происходит. Есть такое правило распознавания духов. Мы должны строго следить за последовательным ходом наших мыслей, то есть: как мы думаем, какие наши намерения, что мы себе воображаем, что мы себе думаем. То есть, если наши мысли во всем хороши, если начало, середина и конец их во всем хороши, то есть направлены к одному лишь добру – это признак доброго Ангела, когда все в нас хорошо. Но если в ряду наших мыслей, внушенных Ангелом, в чем-то видна вещь злая, или отвлекающая, или менее хорошая, чем та, которую душа прежде намеревалась совершать. Или если что-нибудь ослабляет душу, или делает ее беспокойной и удрученной, отнимая у нее мир, тишину и спокойствие». – А мы можем перефразировать и сказать: отнимая у нее радость, которую она до этого имела, – «то это явный признак происхождения этих мыслей от злого духа, врага нашего преуспеяния и вечного спасения».
Это значит, что один из признаков того, что сатана влез в нашу жизнь и пытается нам повредить – это отсутствие радости, это отсутствие внутреннего мира. Когда мы беспокойны, удручены, значит, действует сатана. Такое отсутствие (радости) указывает на то, что мы, например, опечалены, но опечалены почему? Опечалены потому, что уязвлено наше эго, то есть наше самолюбие, наша гордыня. И нужно посмотреть, исследовать, где именно возникает эта печаль, где пропадает эта тишина, это спокойствие, где возникает беспокойство, удрученность, где сатана нас уязвляет, где он нас схватил за горло. Этот вопрос: где именно, зарезервирован скорее для духовного руководства, то есть для личной беседы каждого с духовником – духовным руководителем, со священником. Потому что есть так много деталей в жизни каждого человека, что сложно дать общие советы.
Сам Игнатий Лойола, когда дает такие советы, очень осторожен и всегда советует общаться с духовником. Поэтому можем говорить, используя такую пословицу: «Дьявол кроется в деталях». То есть в нашей жизни могут быть детали, в которые залез сатана. Потому что, изменив чуть–чуть, испортив что-то, он может испортить все наши намерения, все то добро, которое мы изначально пытались сделать, и превратить все это совсем в противоположное. Как если в машине повредить какую-то одну деталь, пускай очень незначительную, это может привести к аварии. «Дьявол кроется в деталях» – это такая пословица, которая означает, что не стоит доверять первому впечатлению. Есть еще похожая, хотя кажется, что они противоречат друг другу, но это не совсем так. Есть пословица: «Бог в мелочах, а дьявол – в крайностях».
Когда мы говорим: «Дьявол кроется в деталях», значит, в какой-то вещи он оторвал нас, в какой-то детали он увел нас от Бога. Теперь мы не ищем больше славы Божьей, а ищем своей славы, либо чего-то другого, каких-то своих интересов. К чему-то привязались, когда мы в какой-то мелочи отходим. И если там отходим, то тогда, мы можем этого не замечать, но все идет в тар-тарары: сначала понемножку, а потом все больше и больше. Поэтому нужно быть очень внимательными к тому, что происходит в нашей душе. Церковь призывает нас сегодня радоваться. Этот призыв всегда актуален, потому что Церковь призывает нас исправить наше сердце.
Чтобы радоваться, нужно радоваться Господу, нужно искать только Его воли. Не только Его общей воли, но и конкретной, которой Он действует в жизни каждого из нас, в мелочах. Мы должны радоваться, потому что Господь близко. «Радуйтесь. Господь близко» (Фил 4 5,). Радоваться приближающемуся Рождеству, радоваться тому, что Бог даровал нам столько Даров, например, участвовать в этой Святой Мессе, в Жертве Христовой, принять Его в наше сердце, принимая Святое Причастие. Радоваться тому, что мы принадлежим народу Божию, Церкви Христовой, руководимой главой среди апостолов, наместником Апостола Петра, Папой Римским. Радоваться много чему. Господь близко. Радуйтесь! Gaudete
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 17.12.2017