Время Адвента – это время подготовки к приходу Господа. Как мы знаем, оно состоит из двух частей, или два прихода, к которым оно нас готовит. Это Второе Пришествие Христово, это и празднование Его первого пришествия, которое уже совершилось, то есть Рождества Христова. Но некоторые святые говорят, что есть еще третье пришествие, оно не является ни первым, то есть которое уже прошло, ни тем последним, которое завершит историю человечества, этого мира, в каком состоянии он сейчас. Но между ними двумя есть еще одно – это Пришествие Христово, которое продолжается в течение этого времени, между Рождением и Вторым Пришествием – Христос, Который хочет прийти к каждому человеку. Если мы сегодня будем рассматривать слова Евангелия в этой перспективе, то сможем применить их к себе.
«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк 1, 3). Этот глас обращен к нам. «В пустыне» – значит, в пустыне, в которую мы должны выйти, то есть наше сердце, наш ум, все наши человеческие разумные способности для того, чтобы в тишине нашего сердца услышать этот голос, что нужно приготовить путь Господу, сделать прямыми пути для Него.
Для тех, кто живет в деревне либо жил в деревне, либо в частном секторе в больших городах, бывает, случалась, наверное, такая ситуация, что человек ждет важных или дорогих гостей, а перед этим выпало много снега, либо замело, и не добраться до его дома. И что тогда нужно делать? Нужно расчистить дорогу, бывает, не только тропинку до ворот, но и за воротами, вплоть до дороги проложить путь, расчистить путь, чтобы гость мог прийти. То есть, чтобы мог зайти в дом. Подобное же мы должны совершить и с самими собою. То, что закрывает дорогу Господу – это все то, что мешает Ему зайти к нам в сердце. Мы, смотря на себя самих и смотря, как редко Господь, действительно, к нам приходит, можем подумать о том, что же Ему мешает зайти в наше сердце, в нашу душу.
Что же является тем препятствием, от которого мы должны расчистить путь, чтобы Он мог войти? Это много всего, много различных забот, различных дел, мирских дел, иногда даже бесполезных. В них мы погружаемся, они закрывают наше сердце, обволакивают нашу душу. Мы ими окружены, наполнены, и они закрывают тот путь, по которому хочет прийти Христос, не дают Ему возможности прийти к нам, блокируют дорогу Христу. Он не может дойти до нас, не может постучать в двери нашего сердца, не может войти в него и не может даровать мир и радость Своего пребывания в нем. Надо расчистить пути Ему. Почему надо расчистить? Потому что Он является тем Гостем, который будет самым главным, который является самым главным, настолько великим, что нам даже невозможно это представить, мы не можем себе представить, насколько велик Христос. Когда мы пытаемся это сделать, всегда сталкиваемся с тем, что Он еще больше всего того, что мы о Нем думаем, что о Нем представляем. А когда не получается до конца представить что-то, то мы в конце концов, бывает, сдаемся и пытаемся даже об этом не думать. То есть не думать о Христе, о Его величии, о том, насколько Он долгожданный гость в доме нашего сердца.
Святой Иоанн Предтеча выразил величину, величие Христа этими словами: «…идёт за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк 1, 7). То есть недостоин даже совершить самое смиренное действие в отношении Христа, даже просто обувь снять, даже прикасаться к Его обуви – и этого я недостоин. И никто из нас недостоин. Не будет достоин никогда, как не был достоин Иоанн Предтеча, будучи святым человеком, Пророком, который всю свою жизнь посвятил Господу – и не был достоин. Потому что Христос намного, бесконечно выше его, важнее его.
Чтобы нам еще больше желать подготовить путь Господу, обратимся еще к одному утверждению Иоанна Предтечи, он говорит: «Я крестил вас водою; а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк 1, 8). Такие слова также могут быть не очень понятны. Крестил водой, у нас сразу ассоциация с крещением. «Крестить Духом Святым» – это не очень понятно, что значит это крещение Духом Святым. Если мы вспомним, что означает слово «крещение» по-гречески, – оно означает «погружение». И тогда, можно сказать, Иоанн Креститель говорит так: «Я погружал вас в воду; а Он погрузит вас в Духа Святого». То есть погрузить в Духа Святого – это одарить всеми благами, которыми только можно одарить, самыми наивысшими благами, которыми только можно одарить, самыми духовными благами. То есть духовными дарами, крепостью, верой, любовью, надеждой, упованием на Господа, внутренней духовной радостью, утешениями – все это дарует Христос. Он крестит нас Духом Святым, Он погружает нас в Духа Святого, Он вместе с Духом Своим приходит в наш дом вместе с Богом – Отцом. То есть три Гостя, три Гостя, Которых принял в свой дом Авраам, в свой шатер. И благодаря этому гостеприимству появился избранный Богом народ, родился Исаак и родился весь народ Израилев. Из-за гостеприимства Авраама. И мы должны тоже проявить это гостеприимство по отношению ко Христу, Который к нам постоянно идет, Который к нам всегда хочет войти, и должны расчистить Ему дорогу, расчистить от всего того, что не дает Ему к нам зайти, от всего того, что является препятствием для Него: всего наносного, всего преходящего, всего мирского, наших забот, наших земных печалей, наших даже земных радостей, которые мы ищем, которые отвлекают нас, которые закрывают наше сердце Богу.
Попросим сегодня у Господа нашего Иисуса Христа, по заступничеству Иоанна Предтечи, чтобы мы были теми людьми, которые постоянно готовят путь к приходу Господню в свое сердце.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 10.12.2017