Первое воскресение Адвента посвящено второму пришествию Христа. Поэтому в течение трех лет, на которые разделен цикл Евангельских чтений, Христос всегда говорит примерно об одном и том же. Главная идея – это одно слово: «бодрствуйте!». Евангелие, которое мы сегодня слышали, можно сказать, начинается двумя словами – «бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Мф 13, 33). Речь идет о втором пришествии Христовом, или времени, когда мы сами предстанем перед Богом, если при нашей земной жизни Христос еще не придет.
Бодрствовать. Мы понимаем, что это означает – «не спать». Сон и бодрствование друг другу противоположны, они противопоставляются. Иногда, конечно, существуют промежуточные состояния полудремы, полусна, полубодрствования. Но два основных: когда-то мы спим, – есть время для сна, и есть время, когда мы бодрствуем. Что они собой представляют: сон и бодрствование?
Во-первых, сон. Спать, обычно, приятно, во время сна мы отдыхаем, то есть ничего не делаем. То, что спать приятно, мы особенно понимаем утром, когда нужно вставать, особенно, когда нужно встать пораньше, чтобы пойти на работу, на которую идти не хочется, чтобы идти в школу, куда тоже не хочется вставать. И тогда остаться и поспать чуть-чуть еще, представляется нам практически счастьем. То есть мы ясно ощущаем эту приятность сна. Зимой особенно хочется поспать, потому что в постели тепло, вне постели может быть достаточно прохладно. Спать, может быть, даже интересно, потому что мы видим сны и эти сны обычно интересны (хотя у кого-то случаются кошмары) и иногда, когда мы просыпаемся утром, нам хотелось бы еще подольше поспать, чтобы до конца узнать, что там произойдет, что будет. Особенность снов – после них нет никаких последствий, то есть мы можем там драться с кем-то, можем упасть откуда-то, но, в конце концов, всегда просыпаемся в своей постели, то есть, последствий нет. Нет последствий и нет ответственности за то, что происходит во сне. Поэтому сны – такое состояние, в котором хочется быть как можно дольше.
Что же такое бодрствование? Бодрствование – это время труда, забот, проблем, которые нужно решать. Хотя есть и радости, но чаще нужно решать много вопросов, нужно вставать, потому что нужно идти в школу, на работу, в университет, нужно учиться, нужно убираться – нужно много чего делать. Это время обязанностей, время долга и его исполнения. Бодрствование – это время жертв, которые мы приносим, которые должны приносить. Это также время усталости, время, когда мы устаем.
Эти сон и бодрствование можно перенести на духовную жизнь. Иисус Христос в этом отрывке, который мы сегодня читали, говорит «бодрствуйте, молитесь» – связывает состояние бодрствования с молитвой. Молитва – это и есть состояние бодрствования, молитвенная жизнь – это бодрствование. Нам хотелось бы поспать. Что такое этот духовный сон? Духовный сон – это когда мы не задумываемся о смысле нашей жизни, не задумываемся о необходимости вечного спасения, у нас есть разные вещи, в которые мы погружены, как в сон. Погружены в дела и заботы мира сего – это своего рода сон, духовный сон, когда душа наша в некотором смысле спит.
Что такое бодрствование? Когда человек как бы просыпается и среди всех забот и трудностей вдруг от всего отстраняется, предстает перед Богом и понимает, что самое главное в его жизни: «Самое главное в моей жизни – это я и Бог, это то, как я поступаю перед Ним». Все заботы потом исчезнут, как исчезают сны, проходят. Они могут быть интересными – эти мирские дела, они могут увлекать и нам хочется постоянно их как-то продолжать. Сейчас могут увлекать, например, интересная работа, какие-либо развлечения и…Что получается? Что мы оставляем молитву, не хотим молиться, не остается времени, как человеку, который хочет поспать подольше, не хочется просыпаться, не хочется встречаться с этими обязанностями, трудностями, которые есть теперь перед Богом.
Состояние молитвы – это состояние бодрствования, то есть духовного бодрствования, предстояния перед Богом, а значит, и взятие на себя ответственности за свою собственную жизнь, за свое вечное спасение, за то, чтобы не воздвигнуть Богу препятствий в Его деле спасения. Также взять на себя ответственность за жизнь и спасение других людей, чтобы не быть препятствием для них. Чтобы нашим плохим примером не ввести их в искушение, а наоборот, чтобы только помогать им обрести Бога, и также проснуться, оказаться в таком состоянии, в котором мы понимаем смысл своей жизни, понимаем реальную ценность всего существующего.
Нам хотелось бы поспать, то есть увлекаться этими земными вещами, оставляя духовные. Но если мы будем спать, тогда можем проспать момент, когда Сам Бог приходит. Можем проспать момент нашего возможного спасения, когда Христос призовет нас к себе. Христос может прийти, как Он Сам говорит: «как приходит вор». Вор приходит, чтобы украсть самое ценное. В этом случае, может быть, вор приходит нежданно. И нам больше чем вора, наверное, стоит также опасаться другого. Тот, кто является нашим противником, сатаной, кто хочет, чтобы мы спали, чтобы мы не пробуждались духовно, чтобы мы постоянно находились в этой духовной дремоте.
Есть такие способы кражи, знаете, наверное, специальный газ, который усыпляет. Например, я знаю одного священника, которого так обокрали. Приносят баллон с газом, запускают либо под дверью через щель, либо через окно, и человек тогда крепко спит, точно не проснется. Тогда открывают дверь, взламывают, открывают окно, выносят все ценное и человек просыпается уже утром, или даже позже и понимает, что он остался ни с чем – у него все украли, а он все проспал. Так вот, таким способом действует сатана: хочет, чтобы мы продолжали спать, погруженные в эти сны, которые представляет нам мир, все мирское, чтобы мы не пробудились, не просыпались, чтобы не предстали перед Богом, чтобы мы не начали молиться. И тогда сатана сможет украсть у нас самое ценное – вечную жизнь, спасение.
Бодрствовать, получается, означает жить сознательно. Сознательно – то есть перед Богом. Предстоять перед Господом значит жить в молитве, молиться. К этому и призывает нас сегодня Церковь: очнуться, проснуться, осознать, что Господь близко, что в любой момент может призвать нас к ответу за нашу жизнь. И если мы нашу духовную жизнь проспали, то мы потеряем жизнь вечную. Время Адвента – это время бодрствования, ожидания, это время, в которое мы особенно должны посвящать свое личное время молитве. К этому Церковь нас особым образом призывает.
о. Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 03.12.2017