Евангелие, которое мы сегодня слышали, мы слышим каждый раз, когда отмечаем этот праздник – Торжество Христа Царя. Мы слышим рассказ о суде, который будет в конце времен. Если в течение недели мы слушали притчи, которыми Христос изъяснял каково Царство Небесное, то здесь Он не говорит притчами. Здесь Христос говорит о том, что будет и как это будет. Говорит в будущем времени: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престолы славы Своей» (Мф 25, 31). Иисус Христос говорит об этом, как о чем-то реальном, не просто как о метафоре. И как мы слышали, «весь народ» то есть все воскресшие, будут разделены на две части: одних поставит по левую сторону, других – по правую. Те, кто с правой стороны, войдут в радость Господа. Те, кто с левой стороны, пойдут в геену огненную, в огонь вечный.
Чем же эти люди между собою отличаются? Тем ли, что они не признают Христа Царем? На словах кажется, что они – и те, и другие – признают. Потому что те, кто слева, отвечая, говорят: «Господи, когда мы видели тебя алчущим?» (Мф 25, 37), то есть обращаются ко Христу этим званием: «Господи, Господин» – то есть в некотором смысле они понимают, что Он – Царь. Но по-настоящему Христос у одних Царь, а у других – нет. Почему? Почему Он не является Царем у тех, кто слева?
Те, которые как мы знаем, не послужили ближним, не проявили милосердия. Возможно, они вели благочестивую жизнь, по крайней мере, так думали. Явно это люди, которые были набожными, то есть молились, наверное, ходили на Мессу, исповедовались – то есть, по крайней мере, они ощущали себя христианами. Может быть, много времени проводили в молитве, читали Священное Писание, пересказывали друг другу проповеди, истории Евангелия, воспитывали детей своих в вере, но, тем не менее, они не вошли в Радость Господа.
Эти люди подобны капризным детям, «папиным дочкам», которые хотят папочку, который будет все давать, будет утешать, будет давать ощущение, что мы любимы, что Христос с нами и иногда будет подбадривать нас, говоря, что мы молодцы. То есть ищут в Боге того, кто сделает так, что они будут чувствовать себя хорошо, приятно, ищут кого-то заботливого. В принципе, неплохо этого искать, но они, с другой стороны, не хотят, чтобы Бог был серьезным отцом, который наставляет, который указывает на недостатки, который обязывает, который учит, как поступать.
Вспомним слова Христовы: «Вы мои друзья, если исполняете все, что Я заповедовал вам». То есть мы друзья Христовы, если исполняем то, что Он заповедал. Христос – наш Царь. Если Он наш Царь, то мы должны слушаться Его и служить Ему. Иногда на работе человек хочет как-то выслужиться, то есть угодить начальству, чтобы премию дали, чтобы как-то наградили, или, по крайней мере, держали на хорошем счету, чтобы потом, быть может, повысили зарплату или чтобы была возможность для карьерного роста. То есть, если перед мирским начальством мы стараемся, то есть, прикладываем усилия, чтобы поступать хорошо, то тем более должны стараться служить Богу. Не останавливаться на достигнутом, не думать, что и так все хорошо и что больше не нужно прикладывать никаких усилий, чтобы стать еще лучше, чтобы больше послужить Ему, чтобы исполнить Его волю, чтобы делать то, что Он хочет.
А чего Он хочет? Из Евангелия, которое мы слышали, следуют конкретные пункты, которых Христос хочет. Понятно, что есть большой список заданий, которые Христос нам дал, но сегодня: посетить больного, например – сколько раз мы посещали больного в последнее время, зная, что такие люди есть, зная о ком-то, что он болен? Сколько раз мы, видя нуждающегося, помогали ему, а сколько раз проходили мимо? Сколько раз мы посещали заключенных? Мы не хотим этого делать. Может быть, нам это противно. То есть получается, что мы не хотим исполнять то, что Христос просит, не хотим служить Ему. А если мы не хотим служить Христу, значит, не признаем, что Он Царь, не признаем Его царствования. Пора исправлять ситуацию, пора начинать служить Христу, чтобы в конце времен Он смог сказать каждому из нас: «приидите, благословенные Отца Моего» (Мф 25, 34).
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 26.11.2017