Фото Шарипова Роза

В эти последние дни литургического года Церковь предлагает нам чтения из Священного Писания, которые говорят о конце света, о суде, в том числе, используя эти притчи, которые использовал Иисус Христос, которые мы находим в Евангелиях. Сегодня мы слышали притчу о талантах. Таланты – денежная единица, она соответствовала примерно 25 кг. Из притчи ясно, что это был талант серебра, то есть 25 кг серебра, по курсу на сегодня 1 талант – примерно 500 тысяч рублей. Я не нашёл , что в то время можно было купить за такую сумму, за пять талантов, или за один талант, самая меньшая цифра, которая есть в Евангелии сегодня. Понимаем, что эти таланты, то есть эти деньги, господин в притче, перед тем как уходит, дает для того, чтобы слуги ими пользовались и принесли прибыль.

Закопать талант, что сделал третий слуга, значит не служить господину, значит не желать послужить, поработать для своего господина, для того, кто дает тебе работу, в конце концов. Что показывает лень этого человека, который не хочет служить другим, а все только для себя. Не хотел работать, закопал этот талант, закопал этот 25-ти килограммовый кусок серебра. Можем представить себе, какая должна была быть яма, то есть он должен был постараться, в этом смысле у него были силы. И когда приходит, возвращается господин, то этот неверный слуга начинает оправдываться и говорит: «Я испугался. «Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал» (Мф 25, 24).

Очень странные претензии: «жнешь, где не сеял» – то есть приходишь и просто отбираешь. Но господин дал ему 25 кг серебра. Что значит «не сеял»? Посеял, то есть дал, что должно вырасти, дал тебе первоначальную сумму, которую надо было вложить. Получается, что раб этот врет. То, что он говорит, не соответствует правде. Он обвиняет своего господина в том, что правдой не является, эти обвинения неоправданны. Он пытается оправдать себя, оправдать свою лень, сказать: «Ты не имеешь права от меня требовать».

И так же в некоторых случаях, или довольно часто, мы поступаем с теми дарами, которые получаем от Бога, потому что слово «таланты» мы сейчас используем в другом смысле, во второстепенном смысле: дары, которые мы получили от Бога, либо у тех, кто в Бога не верит, способности, которые есть у человека. Первое значение теперь имеем в виду такое. Мы тоже, когда не используем дары, полученные от Бога, пытаемся их не замечать, становимся как этот раб. Мы не хотим служить нашему Господу. Мы как бы пытаемся Ему сказать: «Ну не требуй от нас. Ты не имеешь права от нас требовать. Ты несправедлив, если требуешь от нас, чтобы мы что-то делали». Это значит, что мы хотим жить спокойно, чтобы Бог нас не трогал, ничего от нас не требовал, то есть, чтобы нам расслабиться и отдыхать.

Но видно, что у Бога на нас другие планы. И те дары, которые у нас есть, в том числе, способности – это то, что должно приносить плоды, что мы должны вкладывать. Все эти дары мы должны вложить, чтобы послужить Богу. Каковы эти дары, что это может быть? Что это за таланты, которые у нас есть? Некоторые возможные варианты: таланты – это знания, которые у нас есть, например то, что мы учили в школе, что мы приобрели в профессии, те знания, которые у нас есть, в том числе о вещах церковных, о вещах Божественных. Те знания, которые Бог нам дает не просто, чтобы они в нас лежали, но чтобы мы их использовали, чтобы мы их могли передать другим, чтобы мы их распространяли, делились ими.

Как таланты – деньги, которые мы вкладываем в различные вещи, в различные банки, скажем так, в какие-то вклады, потом возвращаются, приумножаются, так и наши знания приумножаются, когда другие люди начинают ими владеть, приобретают их, когда мы другим людям их передаем. Поэтому, таланты – это также и наша вера, то есть то, что мы обрели. Это дар, дар Божий. Дар, который нам дан не для того, чтобы мы много получили и теперь можно дальше сидеть, как сидели, или лежать на диване, как лежали. Это дар, который нужно стараться передать другим, и не только передавать другим, но и менять свою собственную жизнь согласно этой вере, согласно тому, что она нам говорит, чему она нас учит. Изменять свою жизнь, чтобы вера приносила видимые плоды также и в нашей жизни.

Таланты – это время, которое дано нам Божьим провидением, отпущенное на нашу жизнь. Время, которое измеряется не только годами, но и минутами, часами в течение дня. На что мы используем наше время? Используем ли мы его на то, чтобы послужить Богу в наших ближних, то есть уделять время нашим ближним, уделять это время тому, чтобы углублять нашу веру, а значит, пытаться как-то посвящать время молитве или духовному чтению? Или мы просто теряем это время, закапываем этот талант в землю, теряем его, не приносит оно плодов?

Таланты – это наше здоровье, которое позволяет нам трудиться на благо других. Но также можно сказать, что и болезни – это тоже дары от Бога. Это те возможности, которые Бог нам дает, чтобы расти в терпении, в принятии Божьей воли, в послушании, чтобы даже в трудные моменты уметь учиться служить Богу, служить нашим ближним. Поэтому таланты – это и трудности, которые Бог нам посылает. Те трудности, с которыми мы сталкиваемся. Не нужно от них бежать, нужно их принимать. Это Божьи дары – трудности, преодолевая которые, мы становимся сильнее, терпеливее, храбрее, мужественнее.

Поэтому искушения – тоже таланты, которые у нас есть. Это дары от Бога, это то, преодолевая что, мы становимся добродетельнее. Борясь с искушениями, мы продвигаемся по пути совершенства, по пути святости, мы все больше подтверждаем нашу любовь к Иисусу Христу. Но если мы впадаем в искушение, то есть еще другие таланты, другие дары от Бога. Другой дар – это возможность исповеди, это дар, которым мы часто пренебрегаем. Бог готов простить нам наши падения, готов помочь нам в наших трудностях, а мы от этого отказываемся, мы закапываем и этот талант в землю.

Талант или дар Божий – это воскресная Месса, на которую мы приходим и принимаем Самого Христа в наше сердце, участвуем в жертве Христовой, в жертве, которую Он принес на Кресте и которая реально присутствует здесь на алтаре, когда мы совершаем Литургию. Жертва, в которой Христос показал Свою любовь и благодаря которой наша ответная любовь к Нему может возрастать. Это дар, который Бог нам дает, и который мы опять же не должны закапывать в землю. Но принимать – значит, пользоваться этим даром: участвовать в Святой Мессе и стараться участвовать в ней наиболее осознанно, с наибольшим вниманием, готовиться к ней заранее, может быть, читая какие-то подготовительные молитвы, молясь Розарием перед Мессой, или даже дома, еще перед тем, как выйти на Мессу, читать молитвы перед причастием.

Таланты – это Священное Писание, это Слово Божие, которое мы слышим на Мессе, это Слово Божие, которое есть у нас дома – Священное Писание, Библия. Это также книги святых и книги о святых, которые мы можем найти. Это те дары, которые существуют, которые нужно просто взять и которые помогут нам больше послужить Богу, научат нас, как служить Богу и нашим ближним.

Талант – это молитва, то есть это тоже Божий дар, способность разговаривать с Богом, способность соединяться с Ним, чтобы душа наша возносилась к Нему, обретать единение с Ним, которое совершенным способом обретем уже на Небесах. Это тоже дар, который мы часто закапываем в землю, которым мы не пользуемся, в который не вкладываем наши силы, и который теряем.

Таланты – это также материальные средства, которые Бог нам посылает, которые позволяет нам заработать, которыми мы можем помочь, например, нищим. И сегодня, в этот день, в первый Всемирный день бедных, это тоже особая вещь, которую нам нужно вспомнить, и помнить, что возможность помочь нищим, это также возможность заслужить в очах Божьих хоть что-то. Это значит «собирать себе сокровища на Небесах», как говорит Иисус Христос.

Попросим Господа нашего Иисуса Христа о благодати не закапывать все те дары, все те таланты, которые Он нам посылает.

о. Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 19.11.2017