Будем любить не словами, а делами

1. «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин 3, 18) Эти слова апостола Иоанна выражают повеление, он которого ни один христианин не может уклониться. Серьезность, с которой «любимый ученик» передает вплоть до наших дней заповедь Иисуса, подчеркнута еще и противопоставлением между пустыми словами, которые часто исходят из наших уст, и конкретными делами, которыми мы призваны измерять себя. Любовь не позволяет себе оправданий: кто решается любить так, как любил Иисус, тот должен следовать Его примеру, особенно, когда это касается любви к бедным. То, как любил Сын Божий, хорошо известно, и Иоанн ясно излагает это: Божья любовь стоит на двух столпах: во-первых, Бог возлюбил нас первым (ср. 1 Ин 4, 10, 19), и  во-вторых, Он возлюбил нас, полностью отдав Себя, вплоть до собственной жизни (ср. 1 Ин 3, 16)

Такая любовь не может остаться без ответа. Хоть она и подарена безусловно, то есть не требуя ничего взамен, она все же так зажигает сердца, что каждый, кто почувствовал ее, жаждет на нее ответить, не взирая на свои ограничения и грехи. Но это возможно только тогда, когда благодать Божия, Его милосердная любовь принимается  во всей возможной полноте нашими сердцами, что двигает нашу волю и наши чувства к любви к Богу и ближнему.  И таким образом милосердие, которое изливается из сердца Пресвятой Троицы, может привести в движение нашу жизнь и породить сострадание и дела милосердия на благо братьев и сестер, живущих в нужде.

2. «Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его» (Пс 34:6). Церковь всегда понимала значимость этого возгласа. У нас есть великое свидетельство еще с первых страниц Деяний Апостолов, где Петр просит избрать семерых человек, «исполненных Святаго Духа и мудрости» (Деян), чтобы они приняли на себя служение заботы о бедных. Со всей определенностью служение бедным — это один из первых знаков,с помощью которого христианская община показала себя миру. И случилось это потому, что община эта поняла, что жизнь учеников Христа должна выражаться в братстве и солидарности таким способом, чтобы они отвечали словам Учителя о том, что бедные блаженны и что они наследуют  Царство небесное (ср. Мф 5,3)

«И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян 2, 45). В этих словах мы ясно видим отражение насущных забот первых христиан. Евангелист Лука, который более других говорит о милосердии, не  преувеличивает, когда описывает практику распределения по нуждам, которая была в первой общине. Напротив, его слова адресованы верующим всех поколений и также и нам, для того, чтобы поддержать нас в нашем свидетельстве и побудить нас к действиям на благо самых нуждающихся. Такое же учение передается с той же самой силой апостолом Иаковом, который в своем послании использует сильные и решительные выражения: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? […]  Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Деян 2, 5-6.14-17)

3. Тем не менее, были времена, когда христиане не полностью прислушались к этому призыву и приняли мирской образ мышления. Однако Святой Дух не преминул призвать их направить свой взгляд на главное. Он призвал многих мужчин и женщин, которые разными способами посвятили свою жизнь служению бедным. Сколько страниц истории за эти две тысячи лет были написаны христианами, которые в простоте и смирении с творчески шедрым милосердием служили своим самым бедным братьям и сестрам!

Самый выдающийся пример — это Франциск Ассизский, за которым следуют многие другие святые — мужчины и женщины — на протяжении веков. Ему было недостаточно обнимать и давать милостыню прокаженным, он решил отправиться в Губбио, чтобы жить с ними. Он сам видел в этой встрече поворотный момент в его обращении: «Когда я был в моих грехах, мне было слишком горько смотреть на прокаженных, и сам Господь привел меня к ним, и я был милосерден к ним. И когда я их оставил, то, что казалось мне горьким, превратилось в сладость ума и тела»(Текст 1-3: FF 110). Это свидетельство показывает преобразующую силу милосердия и христианского образа жизни.

Мы не должны думать о бедных только как о получателях нашей волонтерской помощи. которую мы оказываем им раз в неделю, или разнообразных жестов доброй воли, которыми мы успокаиваем нашу совесть. Такой опыт может быть очень хорошим и полезным, позволяя нам чувствовать нужды людей, и несправедливость, которая часто является причиной этих нужд, однако этот опыт должен привести к истинной встрече с бедными и побудить нас делиться (своими благами), — и это должно стать стилем нашей жизни. Наша молитва и наш путь ученичества и обращения находят подтверждение своей евангельской подлинности именно в такой благотворительности и умении делиться. Этот образ жизни рождает радость и приносит душевный покой, потому что мы соприкасаемся с плотью Христа. Если мы действительно хотим встретить Христа, мы должны прикоснуться к Его телу в страждущих телах бедных, в подтверждение сакраментального единства, обретаемого в Евхаристии. Тело Христово, преломляемое в святой Литургии, позволяет нам обрести Себя через милосердную любовь в лицах и личностях самых уязвимых из наших братьев и сестер. Всегда остаются актуальными слова святого Иоанна Златоуста: «Если вы хотите почтить тело Христа, не презирайте Его, когда Он наг; не чествуйте Евхаристического Христа в шелковых облачениях, забывая о другом Христе, Который за стенами церкви нагой страдает от холода»(Hom. in Matthaeum, 50.3: PG 58).

Поэтому мы призваны приблизиться к бедным, протянуть им руку, встретиться с ними, встретить их взгляд, обнять их и дать им почувствовать тепло любви, которая пробивает их одиночество. Их протянутая рука — это приглашение нам выйти из зоны нашего комфорта и определенности, а также — признать ценность бедности самой по себе.

4. Не будем забывать, что для учеников Христа бедность — это прежде всего призыв следовать за Иисусом в Его собственной бедности. Это означает идти за Ним  и рядом с Ним, по пути, ведущему к блаженству Царства Небесного (см. Мф 5, 3; Лк 6, 20). Быть бедным означает иметь смиренное сердце, которое принимает нашу тварную ограниченность и греховность, и таким образом позволяет нам преодолевать искушения почувствовать свое всемогущество и бессмертие. (Евангельская) бедность — это внутреннее отношение, которое дает возможность не смотреть на деньги, карьеру и роскошь как на цель нашей жизни и на условие нашего счастья. Такая бедность создает условия для свободного выполнения наших личных и социальных обязанностей, несмотря на наши ограничения, с верою в близость Бога и при поддержке Его благодати. Бедность, понятая таким образом, является критерием, который позволяет нам судить, как лучше всего использовать материальные блага и строить отношения, которые не будут ни эгоистичными, ни стяжательными (см. Катехизис Католической Церкви, № 25-45).

Итак, возьмем в качестве примера Святого Франциска и его свидетельство подлинной бедности. Именно потому, что он пристально смотрел на Христа, Франциск мог узнать Его и служить Ему в бедных. Если мы хотим внести свой вклад в историю, содействуя подлинному развитию, следует прислушаться к крику о помощи, к которой взывают бедные, и бороться с их маргинализацией. В то же время, бедным, которые живут в наших городах и в наших общинах, я хочу напомнить, чтобы они не теряли смысл евангельской бедности, запечатленный в их повседневной жизни.

5. Мы знаем, как трудно нашему современному миру четко определить, что такое бедность. Тем не менее, бесчисленное количество раз она (бедность) бросает нам вызов ежедневно, в лицах, отмеченных страданиями, маргинализацией, угнетением, насилием, пытками и тюремным заключением, войной, лишением свободы и достоинства, невежеством и неграмотностью, медицинскими чрезвычайными ситуациями и отсутствием работы, торговлей людьми и рабством, крайней нищеты и вынужденной миграции. Бедность имеет лицо женщин, мужчин и детей, которых эксплуатируют ради фальшивых интересов, попирают извращенной логикой власти и денег. Какой бы горький и бесконечный список получился бы у нас, если бы мы добавили бедность, порожденную социальной несправедливостью, моральной дегенерацией, жадностью немногочисленных избранных и всеобщим безразличием!

К сожалению, в наше время, когда показное богатство накапливается в руках немногих привилегированных, и часто сопровождается незаконной деятельностью и ужасающей эксплуатацией человеческого достоинства, наблюдается скандальный рост бедности в широких слоях общества во всем мире. Перед лицом этого мы не можем оставаться пассивными, а тем более смириться.

Существует бедность, которая подавляет дух инициативы у многочисленных молодых людей, мешая им найти работу; бедность, замораживающая чувство ответственности, заставляя делегировать других и искать фаворитизма; бедность, отравляющая колодцы участия и сужающая пространства профессионализма, унижая заслуги тех, кто работает и производит; на все это следует ответить новым взглядом на мир и общество.

Все бедные, как любил говорить блаженный Павел VI, принадлежат Церкви «евангельским правом» (Обращение на открытии второй сессии II Ватиканского Собора, 29 сентября 1963 года), и требуют от нас фундаментального выбора в их пользу. Поэтому блаженны открытые руки, которые обнимают бедных и помогают им: это руки, которые приносят надежду. Блаженны руки, которые выходят за пределы любого барьера, поставленного культурой, религией и национальностью, и изливают бальзам утешения на раны человечества. Блаженны открытые руки, которые ничего не просят взамен, действуют без «если», «но» или «может быть»: это руки, которые призывают Божье благословение на братьев  и сестер.

6. По завершении Юбилея Милосердия я хотел бы предложить Церкви Всемирный день бедных, чтобы во всем мире христианские общины смогли стать еще большим знаком милосердия Христа для наиболее нуждающихся. К Всемирным дням, установленным моими предшественниками, которые уже являются традицией в жизни наших общин, я хочу добавить этот, который вносит в их ансамбль совершенную евангельскую полноту, то есть особую любовь Иисуса к бедным.

Я приглашаю всю Церковь, а также мужчин и женщин доброй воли повсюду, обращать свой взор в этот день ко всем тем, кто протягивает руки и умоляет нас о помощи и солидарности. Это наши братья и сестры, созданные и любимые одним Небесным Отцом. Этот День, прежде всего, предназначен для того, чтобы побудить верующих противостоять культуре отбросов и отторжения, сделав культуру встречи образом своей жизни. В то же время я также хотел просить всех, независимо от религиозной принадлежности, открыть себя единению с бедными в любой форме солидарности с ними в качестве конкретного знака братства. Бог сотворил небеса и землю для всех; но, к сожалению, люди воздвигли барьеры, стены и заборы, предав первоначальный дар, предназначенный для всего человечества без исключения.

7. Я хочу, чтобы в неделю, предшествующую Всемирному дню бедных, которая выпадает в этом году на 19 ноября,  тридцать третье воскресенье рядового времени, христианские общины приложили бы все усилия, чтобы создать моменты встречи и дружбы, солидарности и конкретной помощи. Потом они могут пригласить бедных и добровольцев принять участие в Евхаристии в это воскресенье, способствуя таким образом более глубокому празднованию Торжества Господа нашего Иисуса Христа, Царя Вселенной в следующее воскресенье. Царство Христа наиболее очевидно на Голгофе, когда Невинный, пригвожденный ко кресту, бедный, обнаженный и лишенный всего, воплощает и раскрывает полноту Божьей любви. Совершенное доверие Иисуса Отцу выражает Его полную бедность и одновременно раскрывает силу той Любви, которая воскрешает Его к новой жизни в день Воскресения.

В это воскресенье, если неподалеку от вас живут бедные люди, ищущие защиты и помощи, давайте приблизимся к ним: это будет благоприятный момент для встречи с Богом, Которого мы ищем. Следуя учению Писания (см. Быт. 18, 3-5, Евр 13, 2), примем их в качестве почетных гостей за нашим столом; они могут быть учителями, которые помогут нам более последовательно воплощать в жизнь нашу веру. Своим доверием и готовностью принять помощь они показывают нам в спокойной и часто радостной форме, насколько необходимо жить самым важным и полностью довериться Божьему Провидению.

8. В основе всех конкретных инициатив, проводимых в этот День, всегда должна быть молитва. Не будем забывать, что «Отче наш» — это молитва бедных. Просьба о хлебе выражает наше упование на Бога в первостепенных нуждах нашей жизни. То, чему Иисус учил нас в этой молитве, выражает и содержит в себе крик всех, кто страдает от неопределенности жизни и отсутствия необходимого. Когда ученики попросили Иисуса научить их молиться, Он ответил словами бедных, которые обращаются к единому Отцу, в котором все признают себя братьями и сестрами. «Отче наш» — это молитва, произносимая во множественном числе: хлеб, о котором мы просим, является «нашим», и это предполагает умение делиться, участие и совместную ответственность. В этой молитве все мы признаем нашу потребность преодолевать все формы эгоизма, чтобы войти в радость взаимного принятия.

9. Я прошу своих братьев-епископов, священников и дьяконов, которые по своему призванию несут миссию поддержки бедных, — вместе со всеми людьми посвященной жизни и всеми ассоциациями, движениями и добровольцами помочь сделать этот Всемирный день бедных традицией, которая станет конкретным вкладом в евангелизацию современного мира.

Итак, этот новый Всемирный день должен стать мощным призывом к нашей совести как верующих, чтобы мы укрепились в убеждении, что умение делиться с бедными позволит нам понять Евангелие в его самом глубинном смысле. Бедные — это не проблема, они —ресурс, к которому мы должны прибегать, чтобы принять Евангелие и жить по его сути.

Ватикан, 13 июня 2017 года
В День памяти святого Антония Падуанского

ФРАНЦИСК

Перевод: Кишиневская Римско-Католическая епархия

Источник: сайт Архиепархии Матери Божией в Москве