31-е РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ Год А
ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 23, 1-12
+Чтение святого Евангелия от Матфея.
В то время:
1 Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. 3 Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают. 4 Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям; а сами не хотят и перстом двинуть их. 5 Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают края одежд своих; 6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья. 9 И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах. 10 И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник – Христос. 11 Больший из вас да будет вам слуга. 12 Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
«Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем» (святой Августин).
Сегодня Иисус говорит нам твердые и требовательные слова. Однако их нельзя воспринимать как проклятие, но можно сделать из них лекарство от лицемерия, проникающего в нашу жизнь. Слова Иисуса касаются всех учеников, христиан, всех нас: «Иисус начал говорить народу и ученикам Своим…», потому что мы всегда сталкиваемся с опасностью провозглашения другим Евангелия, которое сами не практикуем и не живем в соответствии с ним. Святой Иероним писал: «Горе нам несчастным, к которым перешли пороки фарисеев».
Что Иисус изобличает? Прежде всего, недостаток ответственности христиан по отношению к Слову Божьему: «Ибо они говорят, и не делают». Провозглашение Евангелия не освобождает нас от его исполнения и применения на практике. Проповедник, прежде всего, должен быть слушателем и исполнителем Слова, чтобы быть заслуживающим доверия свидетелем. Безответственность учеников также заключается в налагании на других тяжкого бремени, то есть предписаний и обязательств, которых сами не исполняют. Мотивом такого поведения является желание выглядеть иначе. Однако это приводит к противоположному результату: отталкивает других от веры и Церкви. Лицемерие – страшный порок, который заставляет нас ценить больше то, как мы выглядим в глазах других, чем то, кем мы на самом деле являемся, даже за счет притворства, симулирования, игры какой-либо роли по отношению к другим, чтобы показать себя лучше, чем мы есть на самом деле, и заслужить похвалу.
Иисус был совершенно другим. Что отличало его от фарисеев, это правдивость, соответствие жизни с провозглашенным словом. И поэтому Он заслуживал доверия. Он учил искать «награду» у Отца, который видит то, что сокрыто: «чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6,4.6.18).
Наконец, Иисус учит нас, что единственный путь, позволяющий избежать лицемерия – это следовать за заслуживающим доверия Учителем. Только следуя за Ним, мы можем идти вместе как братья к нашему единственному Отцу, Богу на небесах. Иисус «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20,28). Это также путь каждого Его ученика. Вступая на него, мы можем жить как братья и сестры, и те, кто слушает в Церкви, и те, кто в ней проповедует и учит. Мы все идем одной дорогой слушания и послушания одному Учителю Иисусу Христу.
«Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем» (святой Августин).
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского — Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове, 2017