ЕВАНГЕЛИЕ Мф 22, 15-21

 

+Чтение святого Евангелия от Матфея.

 

В то время:

15 Фарисеи совещались, как бы уловить Иисуса в словах. 16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо; ибо не смотришь ни на какое лицо. 17 Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? 18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? 19 Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. 20 И говорит им: чье это изображение и надпись? 21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

 

В сегодняшнем Евангелии мы обращаем особое внимание на два слова, которые Иисус использовал в диалоге с фарисеями и иродианами. А именно, он назвал их словом «лицемеры» – «hypokritai» (Мф 22,18). В греческом языке слово hypokrites означает не только лицемера, кого-то двуличного, нечестивого, но и актера. Фарисеи и иродиане играют заученную роль, чтобы подловить Иисуса в разговоре. На это указывает их притворная и неискренняя лесть: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь…» (Мф 22,16). Далее следует каверзный вопрос, связанный с податью. Если Иисус ответит «да», чем одобрит уплату налога, ненавидимого евреями, так называемого «поголовного» (налог с одного лица), тогда Он может потерять уважение и поддержку толпы, считавшей Его пророком. Если скажет «нет», то тотчас же может быть обвинён римской властью в разжигании мятежа и даже приговорён к смерти, к чему неустанно стремились фарисеи. Второе слово, на которое хотим обратить внимание, говорит об испытание, которому подвергается Иисус: «Что искушаете Меня?» (Мф 22,18). Это примерно такая же ситуация, какую Иисус пережил во время искушения сатаной в пустыне (см. Mф 4,1 сл.). На это указывает греческое слово peiradzo или peirasmos, которое означает тяжёлый опыт, соблазн, обольщение, испытание, склонение к греху. Мы можем буквально перевести: «Лицемеры, почему вы соблазняете меня?» Сатана, когда взял Иисуса на гору, показывая все царства мира и славу их, сказал: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Кажется, что ответ Иисуса: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4,10), соответствует ответу из сегодняшнего Евангелия: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Не является ли поведение фарисеев и иродиан дьявольским? Искусный ответ Иисуса не противоречит лояльности по отношению к светской власти и должному уважению к ней. Надлежащим образом определяет приоритеты. Бог над всем имеет власть и всё принадлежит Ему, весь мир и его жители, а также Цезарь, который должен считаться с Его Законом. Точно так же и Кир из сегодняшнего первого чтения, которому Бог говорит: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня» (Ис 45,5). Потому ответ Иисуса уместен, тем более что фарисею пришлось рассматривать римскую монету как противоречие Закону. Речь шла об изображении кесаря и о культе идолопоклонства – воздавание ему божественных почестей. Иисус также задал вопрос: «Чье это изображение и надпись?» Таким образом, Он ссылался на слова из Книги Бытия о сотворении человека по образу и подобию Бога (см. Быт 1,26–27). Так как монета несёт на себе изображение кесаря, так и человек является образом Бога и принадлежит Ему. Тем самым Иисус спрашивает своих собеседников, в том числе и каждого из нас: Чей образ ты носишь в себе, кому принадлежит твоя жизнь, кому ты служишь и воздаешь славу? Ношу в себе образ Божьего чада, Иисуса Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал 2,20). Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол 1,15). Давайте посмотрим на Иисуса глазами веры. Он – наш Бог и Господь, перед Его именем преклоняется каждое колено, и взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор 3,18).

Слово Божье в сегодняшнем Евангелии, показывая первенство Бога, Иисуса Христа в нашей жизни, предостерегает от лицемерия, притворства тем, кем мы не являемся, а также от неискреннего, фальшивого поведения по отношению к Богу и ближним. Он также призывает нас к духовной борьбе в час испытаний – с искушением идолопоклонства, поклонению современным божкам и идолам, таким как деньги, власть, жадность, гордыня, самодостаточность, наше собственное эго. Не позволим, чтобы они заняли место Иисуса в наших сердцах и жизни, уничтожая в нас образ Божьего человека. В сегодняшнем Божьем слове во втором чтении из первого Послания святого Апостола Павла к Фессалоникийцам мы имеем наставления, чтобы так не произошло. Павел пишет: непрестанно памятуя дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес 3,3).

Слова Псалма из сегодняшней литургии с верой и силой провозглашают истину:

«Ибо велик Господь и достохвален,

страшен Он более всех богов.

Ибо все боги народов – идолы,

а Господь небеса сотворил».

Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове, 2017