Этот отрывок, который мы сегодня слышали, очень важен для нас. Отрывок, который указывает на первенство апостола Петра, на то, что Петру даны ключи Царства Небесного. Царство Небесное, которое на земле присутствует в своей Церкви. Это значит, что Петру и его преемникам дана власть править Церковью, вести Церковь. Ведь власть ключей – это власть хозяина. Но кроме этого, хотелось бы посмотреть на тот вопрос, ответ на который так выделил Петра среди остальных учеников Христовых. Вопрос Иисуса Христа, который Он задал Своим ученикам: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф 16, 13) Ученики начали отвечать, за кого Иисуса Христа почитали люди, народ. Потом Иисус Христос задает второй вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф 16, 15)

Это двойной вопрос. И этот двойной вопрос призван помочь ученикам осознать то, чем Христос является. Этот двойной вопрос помогает жить осознанно, с пониманием того, что происходит. Жить не так, будто во сне, не на автопилоте, когда мы живем, что-то делаем, более или менее предполагая, как правильно, как неправильно, но не задумываемся о сущности, не задумываемся о себе, о жизни, о Боге. Этим вопросом Христос хочет разбудить, растормошить от сна, пробудить сердце, душу, разум своих учеников. «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?», – спрашивает Иисус Христос. Тот ответ, который на него следует – ответ больше во сне: что люди думают, каково общее мнение. Но в контрасте с этим вопросом – второй вопрос «А вы за кого почитаете Меня?» Или, может быть, вопрос к каждому: «А ты за кого почитаешь Меня, ты что думаешь, кто Я есть, что Я есть?»

Здесь уже вопрос не стоит в том, чтобы ученики ответили, что сам Христос говорил: «Ну, ты говорил, что Ты это… или то…». Здесь вопрос личный: «Как ты считаешь, кто Я, что Я есть?» Можно такие вопросы задать и нам, то есть: «Что люди говорят о том, кто есть Христос? Что думают люди о Христе? За кого почитают Христа? Можем сказать: «Ну, за учителя, за какого-то гуру, за основателя религии христианства или просто за мифологическую фигуру, которой никогда не существовало, но которую придумали люди. То, что люди думают о Христе, если они вообще думают о Христе.

И второй вопрос, который задает нам Христос: «А что ты думаешь обо Мне?» Ты – Господи! Тут нам не стоит думать: ладно, а что нам говорили в проповедях, а что мы читали в книгах? Но что из этого стало моим? То есть, что я действительно в своем сердце думаю о Христе? Кто есть Иисус Христос? Кто Он для меня? Мой Творец, мой Искупитель, Тот, Кто любит меня, Тот, Кто всегда рядом, Кто хочет довести меня до вечной жизни, Кто печалится о моих падениях, о моих грехах, Кто радуется моим обращениям, моим успехам, Тот, с Кем я хочу быть, Чью волю желаю исполнять, потому что в ней моя радость и мое спасение.

То есть, если мы попытаемся искренне ответить на этот вопрос: «Что я думаю о Христе?», то тогда нужно будет на этот ответ посмотреть, может быть, записать, а потом посмотреть на свою жизнь. На то, как я живу, что я делаю, как я поступаю, и можно сказать: «что, серьезно ты так думаешь? Почему же тогда по твоему поведению, по твоим поступкам этого не видно? Почему это не отражается в твоих поступках?» Этот вопрос помогает нам проснуться, как бы восстать и стать внимательными к тому, как мы живем перед Христом, как мы живем перед Богом. Что есть наша жизнь. Соответствует ли она тому, что мы о ней знаем, тому, как мы приняли Христа, тому, чем Христос для нас является.

А потом можно задать и другие вопросы подобным образом. Например, «что люди говорят, за что почитают Евхаристию, Литургию, Мессу?» – «Ну, там какое-то богослужение. Люди там что-то делают, молятся, свечки ставят». И все. А ты за что почитаешь Евхаристию? Что ты думаешь о Святой Мессе? Что она есть? Чем она для меня является? Надо проснуться, надо искренне посмотреть на то, чем Литургия для меня является, чем Евхаристия для меня является. И потом посмотреть критически на себя: «Живу ли я в соответствии с тем, во что верю?»

Другой вопрос, который можно задать: «Что такое молитва для меня? Чем молитва является для меня? Что я считаю? Что такое молитва? Молитва – это момент чего?» Можно задать вопрос: «Что я думаю о Церкви, о Католической Церкви? Чем она является для меня?» Можно подумать о том, чем приходская община является для меня, что она есть? Не просто, что думают люди, но что я думаю.

Такими вопросами, в тишине, предстоя перед Богом, предстоя перед лицом Христа, мы должны пробудить в себе то, что дремлет, пробудить нашу совесть, наше сердце, нашу душу, чтобы наша вера не была просто каким-то набором знаний, который где-то там хранится, на каком-то жестком диске, зашифрованным. Чтобы она была реальной, которой мы живем, чтобы наша вера была действенной в нашей жизни. Будем искренними с самими собою и с Богом. Тогда Он откроет нам ответы на эти важные вопросы.

Как Петру открыл. Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога живого» (Мф 16, 16). Иисус Христос ответил: «блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф 16, 17). «Не плоть и кровь открыли тебе это», то есть не просто узнал от кого-то, как мы получаем информацию, но Бог – Отец открыл тебе это, внедрил это в твое сердце. Ты в это веришь, ты это знаешь, ты в этом уверен. «Блажен ты» – счастлив ты, то есть ты должен радоваться и мы должны радоваться тому, что нам открыто в вере. Но для этого мы должны к ней вновь и вновь обращаться и делать ее актуальной, присутствующей, реальной, чтобы она присутствовала и осознавалась нами здесь и сейчас.

Что мы думаем о Христе? Что мы думаем о Евхаристии? Что мы думаем о молитве? Что мы думаем о Церкви? Эти вопросы и, возможно, многие другие, нам стоит перед собою ставить, как поставил их перед Своими учениками Иисус Христос.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 27.08.2017