«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём. Когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл» (Мф 13, 24-25).

Эту притчу, которую мы слышали, некоторые из святых, из отцов Церкви, из учителей Церкви тесно связывали с притчей о сеятеле, где сеятель сеет семя и семя падает на разную землю: одна дает плод, другая – не приносит плода. И эта притча, которую мы слышим сегодня, воспринимается как продолжение притчи о сеятеле. Речь идет уже о добром семени, в котором Слово Божие приносит плоды, о доброй земле, в которой семена дают плоды. Но вот «пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы» (Мф 13, 25).

Плевелы (по-гречески ζιζάνια) – это такое растение, которое по-русски будет – опьяняющий куколь, вид ржаной травы с ядовитыми семенами. При употреблении вызывает тошноту, конвульсии, может вызвать даже смерть, то есть это ядовитая трава, с ядовитыми семенами. Можно сказать, что враг хотел отравить урожай таким образом, посеяв между пшеницей такую траву.

Что мы можем увидеть из этой притчи? Есть два способа, чтобы ее понять. Первое – это разделение на добрую пшеницу и плевелы, это разделение людей, причем разделение среди христиан, среди верующих, ибо на поле, на котором взошло семя, посеянное хозяином, то есть Христом посеянное Слово принесло плоды и выросли эти плоды, то есть – это христиане, верующие. Плевелы – это тогда люди ядовитые, христиане ядовитые, которые отравляют Церковь, отравляют урожай Божий, которые становятся препятствием для других людей, искушением для других людей: искушают окружающих своим поведением, своею жизнью, тем, что не живут по Божьим заповедям.

Проблема в том, что до конца непонятна жизнь человека, как он закончит, то есть каким образом дойдет до Суда Божьего, или то, что в этой притче называется – жатва, когда будет собран урожай. Сначала будут собраны плевелы и сожжены огнем, а потом будет собрана и добрая пшеница. То есть, мы до конца не знаем, как мы закончим и что мы – добрая пшеница или эта ядовитая трава? Что мы из себя представляем? Это первый способ понимания этой притчи, то есть, два типа людей: добрый ученик и ядовитый христианин.

Второй способ понять эту притчу. Поле – это сердце каждого человека, и плевелы присутствуют в душе каждого из нас. Что это такое? Плевелы – это наши пороки, то есть наши дурные наклонности. Пшеница – наоборот, наши добродетели: то добро, которое мы совершаем. Задача всей нашей жизни – чтобы плевелы не заглушили пшеницу. Задача бороться с пороками, не позволять им укорениться в сердце и, наоборот, выращивать добродетели, чтобы в момент жатвы, в момент Суда мы оказались доброй пшеницей.

Два способа понять эту притчу. И, можно сказать, что есть одно заключение, к которому мы можем прийти именно в отношении к людям, в отношении к ближним. Когда мы видим яд плевел в наших ближних, то есть в других людях, мы должны прибегнуть к мудрости Христа. А Христос что говорит? Не нужно сразу осуждать человека, не сразу изгонять его вон, потому что не знаем, этот человек обратится, обретет спасение или нет. Не можем судить, ибо не знаем, что в сердце человеческом творится. Нужно ждать, не обратятся ли плевелы в добрую пшеницу. Надо помогать, чтобы они обратились в добрую пшеницу, чтобы плохие стали добрыми, чтобы ядовитые перестали отравлять Церковь, перестали отравлять общину. Помогать им нашей молитвой, то есть, молясь о таких людях, и добрым словом, чтобы переменить их сердца.

И в этом контексте хорошо привести цитату одного известного русского писателя Александра Солженицына, который в книге «Архипелаг ГУЛаг» другими словами, но выразил то же самое: эту притчу Христа. Он пишет так: «Постепенно открылось мне (в лагерях), что линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями (эта линия, которая разделяет добро и зло) — она проходит через каждое человеческое сердце. Линия эта подвижна, она колеблется в нас с годами. Даже в сердце, объятом злом (что мы можем назвать плевелами), она удерживает маленький плацдарм добра (даже в самом злом сердце). Даже в наидобрейшем сердце — неискорененный уголок зла. С тех пор я понял правду всех религий мира» – пишет Солженицын – «они борются со злом в человеке (в каждом человеке). Нельзя изгнать вовсе зло из мира. Но можно в каждом человеке его потеснить. С тех пор я понял ложь всех революций истории: они уничтожают только современных им носителей зла (а не разбирая впопыхах — и носителей добра), само же зло, еще увеличенным, берут себе в наследство».

То есть мы видим, что эта притча о плевелах побуждает нас к тому, чтобы обратить внимание на себя, чтобы искоренять это зло, которое посеяно в нашем сердце, чтобы потеснить зло в нашем сердце, чтобы добро, которое Бог сеет, приносило бóльшие плоды и чтобы мы, достигнув конца нашей жизни, или представ перед Судом Божьим, представ перед Богом во время этой жатвы, оказались добрым зерном, доброй пшеницей и вошли в радость Господню, которую Он для всех нас приготовил.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 23.07.2017