Плохой страх связан с любовью к миру сему, к мирскому. И страх этот порождается угрозой потерять сотворённые вещи. Потерять то творение, к которому мы привязались, которое мы любим. Страх рождается от угрозы потерять то, что нам дорого. Этот страх уводит нас от Бога, так как мы в этом случае любим сотворённые вещи и из-за них жертвуем тем, что наиболее важно: нашей связью с Богом, отходим от Бога.
И есть добрый страх или страх Божий, который рождается из любви к Богу. Это страх потерять Бога. Бога, Которого человек любит всей душой. Поэтому страх потери того, что мы любим, может быть плохим, когда мы любим не то, что следует любить прежде всего, либо добрым, когда мы любим Бога и тогда боимся Бога потерять. И также мы говорили вскользь о том, что страх заставляет нас жертвовать. Жертвовать чем-то, чтобы сохранить то, что мы любим. И об этом можно сказать идёт речь сегодня.
Иисус Христос начинает этот отрывок Евангелия словами: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10, 37). Тем самым Иисус Христос хочет сказать нам, что нужно любить Его прежде всего или более, чем всё остальное. То есть, что Бога надо любить превыше всего. Главная заповедь: люби Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею, всеми силами твоими, всем помышлением твоим. Кто же так не поступает, а более любит мирское, то есть сотворённое (необязательно плохое само по себе, необязательно греховное, но сотворённое), тот не может быть учеником Христовым, потому что не любит Его больше всего, недостоин Его.
Но потом Иисус Христос продолжает, как бы меняя тему, но на самом деле тему не меняет и говорит: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф 10, 38). Ещё раз: недостоин Меня. Тот, кто не берёт креста своего, тот, кто не приносит жертвы ради Меня, недостоин Меня. Взять крест – мы понимаем, о чём речь идёт: это мой крест, я несу этот крест. То есть это те жертвы, которые мы приносим в течение нашей жизни. То, что мы делаем ради Бога. То, что мы делаем для наших ближних, тоже может быть крестом, то, что мы делаем для нашей семьи, тоже может называться крестом. Но прежде всего мы должны нести крест для Бога.
Что это означает: нести крест? Это означает: жертвовать ради этой люби к Богу. Жертвовать то, что мы делаем. Жертвовать тем, к чему мы привязаны помимо Бога. Это значит жертвовать своим временем, жертвовать тем приятным моментом воскресного утра, когда хочется подольше поспать, зная, что нужно быть на литургии, что нужно быть на мессе. Это одна из жертв. И тогда мы встаём пораньше, чтобы прийти в церковь заранее, чтобы подготовиться к Святой Мессе, чтобы настроиться на молитву, чтобы вместе помолиться по Розарию перед Святой Мессой. Это одна из жертв, которые мы делаем.
Почему же нужны эти жертвы? Почему без жертв не бывает любви? Потому что любовь проявляется в том, что мы делаем. Любовь – это то, что должно исходить от нас. Это не то, что мы должны принимать. Любовь – это то, что мы делаем для других. Как можно сказать, что один человек любит другого? По тому, что он делает для другого человека. Как мы можем сказать, что мы любим Бога? Как мы можем судить о том, любим Его или нет? По тому, сколько мы делаем для Бога. Скольким мы жертвуем ради Него. Мы можем подумать, что Богу ничего не нужно, зачем мы будем Ему что-то жертвовать. У Бога всё есть, Он Сам всем владеет. Это так. Правильно. Он не нуждается в наших жертвах так, как мы нуждаемся в помощи других людей. Но всё равно мы должны что-то делать для Него, потому что так мы отвечаем на Его любовь. Так мы проявляем нашу любовь: посредством поступков, посредством дел мы любим Бога.
Тогда один из примеров, который я назвал, что касается воскресенья, но не только это. Можно подумать и совершить такое испытание совести: что я делаю для Бога? То есть чем я жертвую для Бога? Какие жертвы я приношу? То есть, как моя любовь проявляет себя? Насколько она себя проявляет? В конце концов, насколько она у меня есть – эта любовь, любовь ко Христу, любовь к Богу? И я думаю, что более или менее верующий человек, христианин найдёт какие-то вещи, которые делает для Бога. Может быть не так много, как нам бы хотелось. И мы посмотрим на свою жизнь и скажем: ну на самом деле я не люблю Бога всей моей душою, всеми моими силами и можно сделать что-то ещё.
И тогда нужно придумать какой-то план. То есть придумать: а какую жертву я ещё могу Ему принести? То есть что ещё я могу для Бога сделать? Чем из вещей, которые мне нравятся, я могу пожертвовать, чтобы, например, больше молиться каждый день, либо чтобы посвятить своё время духовному чтению, то есть, чтобы больше познать замысел Божий, любовь Божию ко мне. И чтобы у нас была мотивация для этого: чтобы жертвовать для Бога, жертвовать нами самими и нашей жизнью, и то, что мы любим, хорошо бы нам подумать о том, как Бог нас любит.
Ведь мы учимся любить, когда понимаем, что нас любят, когда сами переживаем любовь. И нужно посмотреть на то, как Бог нас любит и что Он для нас делает. И что Он для нас сделал. А самое главное дело, которое Он для нас сделал – это жертва. Эта жертва, принесённая Христом для нашего спасения. И поэтому, созерцая жертву Христа, смотря на Распятие, созерцая Его любовь, которая на Распятии видна, у нас будет возгораться желание больше любить Его. И жертвовать чем-то из того, что мы любим здесь на земле, из чего-то земного. Для Него. Чтобы ответить на Его любовь нашей любовью, чтобы ответить на Его жертву нашими жертвами.
о.Андрей Старцев.
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 02.07.2017