Сегодня следует особенно поприветствовать детей, у которых последний день в лагере, которые пришли сегодня на мессу, на первой скамейке сидят все такие тихие, очень внимательные.
Сегодня я перед началом мессы сказал министрантам о том, что проповедь будет страшной, но не потому, что я буду пугать, а потому, что речь пойдёт о страхе.
В Евангелии, которое мы слышали, повторяются слова Иисуса Христа: «Не бойтесь! Не бойтесь людей. Не бойтесь убивающих тело. Не бойтесь». Что такое страх? Почему мы боимся? Философы, которые размышляют о нравственности, о страстях говорят, что страх возникает перед лицом зла, перед лицом опасности, когда перед нами возникает что-то, что угрожает нам в каком–либо виде. Что делает с нами страх? Он принуждает нас действовать не так, как правильно, побуждает нас действовать неправильно, сдаваться перед лицом трудностей, и вместо того, чтобы делать то, что мы должны делать, мы делаем что-то другое.
Страх. Чего мы боимся? Мы боимся плохих людей, которые могут причинить нам физическую боль или убить. Мы боимся людей, которые могут нас унизить, оскорбить, обидеть, высмеивать нас. Мы боимся тех, кто может лишить нас личной свободы: то есть мы не будем свободны поступать так, как мы хотим, могут принуждать нас делать то, что нам не нравится. Мы их боимся, сторонимся.
Почему мы боимся? Мы боимся потерять то, к чему мы привязаны. Боимся потерять наши сокровища, нашу жизнь, здоровье. Может быть, молодежь не сильно боится потерять здоровье, но у кого здоровья уже не так много, боятся его потерять. Боимся потерять благополучие, то есть когда у нас все нормально, когда жизнь легка. Потерять достаток, беззаботную жизнь. Боимся потерять доступ к каким-либо благам, например, к свободе передвижения: передвижения на автомобиле, если проткнут все колеса, то придется долго этим заниматься. Испортится машина – те, кто привык ездить на машине, боятся остаться без этой свободы. Боимся потерять доступ к информации, например, боимся потерять смартфоны, телефоны, боимся, что у нас их украдут, потому что с ними веселее, жизнерадостнее, много можем узнать. Боимся потерять доступ к хорошо оплачиваемой работе. Хотим, чтобы у нас была хорошая работа, чтобы платили хорошо, и тогда, например, боимся, что не получим образование, которое необходимо для такой работы – особенно студенты: потерять образование, потерять место в университете? Боимся потерять доступ к созданию благополучной, хорошей семьи, или боимся потерять того, кого мы любим.
Это рождает в нас страхи. Страхи, которые заставляют нас поступать так, чтобы не потерять то, к чему мы привязаны. Страхи заставляют нас жертвовать тем, что важнее, дороже, достойнее, возвышеннее. Жертвовать этим высшим ради того, что менее важно, что второстепенно, что ниже. Страх заставляет нас отступать от Бога ради сиюминутных благ. Это плохой страх. То есть, когда мы из-за страха потерять выходной день так ,чтобы можно было отдохнуть, не идем на Мессу, например. Или жертвуем молитвой. Страх из-за мелких вещей, из-за мелких привязанностей, которые у нас есть, которые заставляют нас жертвовать большим – это плохой страх. Поэтому Христос говорит: «Не бойтесь людей, не бойтесь убивающих тело».
Однако, есть другой страх, страх здоровый, который мы называем Богобоязненностью, страхом Божиим. Этот страх заключается не столько в том, что мы должны бояться Бога, как будто Он жестокий и желает причинить нам зло. Страх Божий состоит, прежде всего, в том, что мы должны бояться потерять Бога, бояться отступить от Бога, остаться без Бога. Остаться без того, что является единственным, возможным сокровищем для нас, самым главным сокровищем, единственным благом, которое следует искать прежде всего. Такой страх – это добрый страх, полезный страх, разумный, правильный. Этот страх может удержать нас от неправильных поступков, от греха.
Страх потерять Бога. Этот страх является страхом добрым, потому что основывается на любви к Богу, и мы боимся Его потерять, потому что любим Его. И тот боится Бога, кто любит Бога превыше всего. Из этой любви к Богу происходит страх Его потери. Если мы боимся не того, чего следует бояться, если мы видим в себе, что боимся каких-то сиюминутных вещей, преходящих, то мы должны спросить себя: «Если я не того боюсь, значит, я не то люблю, значит, во мне любовь к вещам мирским, преходящим сильнее, чем любовь к Богу. Значит, я слишком привязан к земным вещам: больше, чем к Богу. И, значит, я привязан к земному больше, чем к Небесному».
Осознание этого, то есть, когда мы понимаем, что боимся не того, потому что любим не то, что следует любить, – хороший знак для нас. Понимание этого значит, что мы просыпаемся, трезвеем, видим все, как оно есть и видим себя, видим наши недостатки. Осознание, что мы боимся не того и что мы любим не то, позволяет нам обратиться, обратиться к Богу, позволяет начать прикладывать усилия к тому, чтобы любить Его, приводить себе аргументы, по которым мы должны ценить то, что Бог для нас делает, и благодарить за все это, понимая, Кем Он является. Любить Его уже только за то, что Он Сам Бог, наш Творец, наш Создатель и наш Искупитель. Осознание того, что мы боимся не того чего надо, помогает нам вернуться к Богу и вернуться к этому здравому, доброму страху – боязни Бога, боязни отдалиться от Бога, боязни оскорбить Бога, боязни совершить грех.
Поэтому сегодня попросим у Бога дара этого страха: доброго, полезного, хорошего. Страха, который удержит нас от греха, от погибели.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 25.06.2017