Сегодня мы празднуем Торжество Тела и Крови Христовых. Чем этот праздник отличается от остальных праздников? Он, прежде всего, отличается тем крестным ходом, который мы совершаем после Мессы. Иногда крестный ход совершается отдельно от Мессы, чтобы больше людей могло собраться в тех местах, где люди живут поближе и тогда весь приход, территория прихода может собраться и отпраздновать, в том числе, с процессией по городу. Этот крестный ход, который и мы сегодня совершим после Мессы, удивительно напоминает нам, о чем мы читали в первом чтении.

В первом чтении мы читали, мы слышали указание на другой ход, или на исход Израиля из Египта. «Помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём» (Втор 8, 2). «Помни, как Он вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; провёл тебя по пустыне великой и страшной. И приводит тебя в землю обетованную» (Ср Втор 8 2,5).

Примерно то же самое случается, когда мы совершаем крестный ход. Мы идем вместе с Господом, Христос идет перед нами в Пресвятой Евхаристии, и мы следуем за Ним. Мы следуем за Ним с остановками. Есть четыре алтаря, у которых мы останавливаемся, как Израиль ходил по пустыне и останавливался, то в одном месте пустыни, то в другом месте пустыни. А завершением этого путешествия для Израиля было вхождение в землю обетованную. Завершение же этого Крестного хода – вход в храм, вход в дом Божий, который символизирует небо – ту истинную землю обетованную Богом всем людям. Поэтому крестный ход символизирует наше путешествие, которое мы начинаем с крещения, когда присоединяемся ко Христу, и которое мы совершаем в течение нашей жизни, как Израиль по пустыне, пока не обретем нашу родину, которая на Небесах.

Торжество Тела и Крови Христовых, которое сегодня мы празднуем – это праздник, похожий, в некотором смысле, на праздник Троицы, который мы отмечали в прошлое воскресение. Потому что это праздник хвалы, праздник поклонения, поклонения Христу, это праздник благодарения. Благодарения за что? За то, что Христос с нами. Сейчас мы можем посмотреть, наглядно увидеть, что же мы сегодня празднуем.

Как раз росписи нашего храма указывают на Евхаристию как на центр нашей жизни, жизни Церкви. Во-первых, самая большая вещь, которую мы видим, это – Распятие. Крест, на котором распят Иисус Христос – жертва, которую Христос приносит. Жертва, которую мы приносим, которую Христос нашими руками приносит здесь на алтаре. Это жертва святой Мессы: Евхаристическая жертва. Лоза с ветвями, которая является продолжением Креста, – это Церковь, в которой Христос – лоза, а мы – ветви, то есть мы присоединены к Иисусу Христу в нашей жизни. Дарохранительница, в которой мы храним Евхаристию – это сама Евхаристия, Сам Христос, который здесь присутствует. Алтарь, на котором приносим жертву. То есть все центральное указывает на Христа, на Евхаристию, на то, в чем центр нашей жизни. Крест – это жертва, лоза – это наше единство со Христом, мы присоединяемся к Нему.

Как мы присоединяемся к Иисусу Христу? Мы присоединяемся к Его жертве, когда участвуем в Святой Мессе, мы становимся участниками той жертвы, как были участниками Богородица, Иоанн-апостол, те немногие женщины, которые следовали за Иисусом Христом. Мы соединяемся с Иисусом Христом, когда принимаем Его Тело и Кровь, когда принимаем Святое Причастие. Мы, как ветви, присоединяемся к той лозе, присоединяемся ко Христу. И после лозы – Дарохранительница. Теперь не просто рисунки, а Сам Христос, реально присутствующий под видами хлеба и вина. Сам Христос, Который реально находится в храме, Сам Христос, Который здесь есть, то есть реальное Его присутствие. Это уже не символы, не изображение, Он Сам здесь. Это реальное присутствие, оно духовно, но и материально, потому что Христос не присутствует здесь, как присутствует Он за воротами, за дверьми храма, где Он как Бог, Который везде присутствует Своею силою, духовно, невидимо, но и реально, а здесь Христос присутствует еще и физически, потому что то, что здесь храним, то, что мы совершаем на алтаре, то, что мы принимаем в причастии – это не просто духовная, символическая вещь, но Сами Плоть и Кровь Христовы, Сам Христос, реально, физически здесь присутствующий.

Реальное присутствие – это «здесь и сейчас», то есть сейчас здесь Христос. Здесь Христос! Это реальное присутствие также является реальным присутствием Его любви. Что значит – Его любовь здесь присутствует реально? Реально, потому что мы участвуем в проявлении этой любви, в Его жертве, которую Он принес на Кресте, реальное присутствие Его любви, которой мы становимся свидетелями, правда верою, потому что земными глазами, телесными мы этого не видим, но верой видим, духовным взором.

Когда мы приходим в храм, когда мы приходим в церковь, зачем мы сюда приходим? Приходим ли просто помолиться, потому что здесь тихо и красиво? Мы приходим сюда, потому что здесь Христос, как нигде в другом месте, здесь Он Сам, физически, Своим телом, Своей душою, Своей человеческой природой и Своей Божественной природой. И вместе со Христом, поскольку Христос и Отец одно, и Бог-Отец присутствует, и Дух Святой вместе с Ними. Мы приходим в храм в воскресение не просто потому, что это обязанность, а потому, что мы должны сами желать быть со Христом. Должны стремиться приходить заранее перед Святой Мессой, чтобы настроиться на молитву, на единение со Христом. Чтобы в этот момент, когда мы со Христом здесь присутствующим, находимся вместе, не было так, что мы грешим против него неуважением, невниманием. Чтобы мы были к Нему внимательны, чтобы мы внутренне, постоянно были собранными для молитвы.

Поэтому не будем отступать от Христа, как мы молимся в молитве «Душа Христова»: «не дай мне отлучиться от Тебя», не дай мне отойти от Тебя, не позволь мне. Дай нам, Господи, пребывать с Тобою ежедневно в молитве, но особенно искать Тебя здесь, в Пресвятых Дарах, где ты присутствуешь Телом и Душою, человеческой природой и Божеством. Даруй нам желание всегда искать Твоего присутствия здесь, в Пресвятых Дарах и найдя его, искать его вновь и вновь, не забывая о Тебе и не оставляя Тебя.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 18.06.2017