Большинство церковных праздников, которые мы празднуем, являются воспоминанием, празднованием определенных событий, событий истории нашего спасения. Сегодня другой вид праздника. Сегодня мы не празднуем какое-либо событие, то есть не празднуем Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа – это все события, а мы сегодня празднуем Пресвятую Троицу. Сегодня не день воспоминания, сегодня день созерцания, хвалы, обращенной к тайне Бога, Трех Лиц, единых в Божественной природе. И как ни в какой другой день сегодня мы можем говорить: «Благодарим Тебя, Боже, хвалим Тебя, Боже, за Твою великую Славу». Таким образом, сегодня Церковь призывает нас благодарить и хвалить Бога, не только за то, что мы от Него получили, но прежде всего за то, сколько Он нам позволил узнать о Его внутренней жизни и о Его величии. Мы благодарим и хвалим Бога за то, что Он нам открыл, или при виде того, что Он нам о Себе открывает.

Хрупкое создание, которым человек является, которым каждый из нас является, немощное творение, сегодня становится способным превзойти самого себя. То есть каждый из нас сегодня получает возможность превзойти собственные силы, собственную ограниченную слабую природу, свои способности. Сегодня мы можем не думать о себе, забыть о себе самих, забыть о своих желаниях, чтобы обратить свой взор к Богу, к Троице, чтобы наше внимание растворилось в Нем. Сегодня мы созерцаем Бога Триединого. Сегодня мы также узнаем и что-то новое для себя. Это откровение Бога как Троицы, приносит нечто новое человеку. Мы узнаем, Кто такой Бог, что представляет собой Его внутренняя жизнь, потому что Он нам это открывает. Мы узнаем, что Бог не просто одиночка, не просто, как говорили некоторые философы, «совершенный часовщик», который завел часы: создал часы, то есть весь мир, и потом от него удалился.

Мы узнаем, что Бог – это общение трех личностей. Три личности в единении природы: один Бог – Три Лица, Которые находятся в общении любви между собой. В то же самое время мы узнаем еще. Мы узнаем, что, хотя между нашей жизнью, жизнью творения, и жизнью Божественной Троицы находится непреодолимая для нас пропасть, (то есть мы не можем преодолеть эту границу между творением и Творцом), но Бог Сам приводит нас в недра Своей жизни. То, что не можем делать мы, делает Бог, приглашая нас и приводя нас внутрь Себя, Он помещает нас в недра той любви, которая переполняет жизнь Трех Божественных Лиц, помещает нас в недра Своей любви.

Мы оказываемся внутри Самой Троицы. Христос – первенец из мертвых, отдавший жизнь Свою за наше спасение, дарует нам Духа Святого. Духа Святого, Которым мы дерзаем взывать к Богу-Отцу: «Авва Отче». То есть мы уже не рабы, но дети Божьи. Кроме того, во Христе и силой Духа Святого, мы не только обретаем это единство с Богом-Троицей, но мы, верующие во Христа, становимся едины между собою, одним телом и одной душою, обретая единство любви между нами. Это единство любви подобно любви между Тремя Лицами Пресвятой Троицы. И Церковь является отражением Самой Пресвятой Троицы. И та любовь, в которой мы должны возрастать, – это отражение любви, которая в Боге пребывает. Творение призывается сегодня вознестись над собою, мы, творения, призваны вознестись над собою, чтобы уподобиться Богу, уподобиться Пресвятой Троице.

Сегодня в этот праздник, в это торжество, мы благодарим Бога за то, что Он открыл нам Себя, открыл Свою внутреннюю жизнь. Сегодня мы славим Бога за то, что мы увидели, когда Он открыл себя нам, за Его величие, за Его любовь, за красоту Его жизни, жизни Трех Лиц, в полноту которой Бог нас вводит.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 11.06.2017