Сегодня Церковь празднует великий день. Мы празднуем день, когда Святой Дух сошел на апостолов, на Пресвятую Богородицу, на всю Церковь. Святой Дух – третье лицо Пресвятой Троицы, о Котором мы так мало знаем. Мы много знаем об Иисусе Христе, потому что Он пребывал во плоти на земле в течение тридцати трех лет, как мы предполагаем. Мы знаем более или менее об Отце – Творце всего. Но о Духе Святом мало знаем. В Символе веры мы исповедуем: «Верую в Духа Святого, Господа Животворящего». То есть мы утверждаем, что Он животворит, Он дает жизнь. Он дает жизнь всему существующему, но особым образом, Он дает жизнь нам. Жизнь вечную, жизнь вечную не только после нашей смерти, но уже сейчас, когда мы эту жизнь предвосхищаем, находясь в Церкви и живя Таинствами. Жизнь вечная – означает святость, жизнь в святости, в пребывании с Богом.
Получается, что Дух Святой животворит нас, дает нам жизнь. Дух Святой дает нам силу, благодать духовного внутреннего роста. Когда мы пытаемся сравнивать Святого Духа с чем-то, то, наверное, один из двух главных символов, это – пламя, огонь. В день Сошествия Святого Духа все находящиеся в Горнице видели Его как языки пламени, сходящие с неба, разделяющиеся и пребывающие над каждым из апостолов. Почему огонь? Где еще мы можем встретить огонь в истории спасения, в Ветхом Завете? Мы встречаем его, можно сказать, в начале Ветхого закона при Моисее, который встречает Неопалимую купину – куст, который горит и не сгорает. Эта Неопалимая купина, с одной стороны, которую Церковь и отцы Церкви сравнивают с Пресвятой Богородицей, которая приняла в себя Сына Божия, Самого Бога, то есть огонь, и при этом осталась жива. Но с другой стороны, ее сравнивают с Духом Святым, который пребывает в душах верующих, Который их не уничтожает, но горит внутри, дает пламя любви, дает эту энергию.
Однако что же тогда этот огонь собой представляет – Дух Святой, Который в нас пребывает? Может ли Он гореть и ничего в нас не сжечь, ничего в нас не повредить? А выходит, что должен что-то сжечь в нас этот огонь. Должен сжечь в нас все, что нечисто, все то, что является в некотором смысле шлаком. Так бывает, когда в огонь бросают дерево. Дерево, которое занимается огнем и только-только разгорается, выделяет много дыма, то есть сначала в нем выгорают все вещи, которые можно назвать нечистыми. И наступает момент, когда кусок дерева преображается и становится как бы пронизанным огнем: горящие угли. Но тогда уже оно не дымит, не выделяет никакого неприятного запаха – просто чистое пламя, которое его пронизывает.
Так и Дух Святой в наших душах, в душах верующих. Он пронизывает наши души и пытается выжечь все то нечистое, что в них остается. Если мы, конечно, это позволим. Потому что мы можем оказаться слишком упертыми, слишком привязанными к тем нашим недостаткам, к тем неупорядоченным привязанностям, к тем страстям, к тем искушениям или грехам, которые не хотим отпускать, не хотим, чтобы Дух Святой их в нас уничтожил, не хотим их оставлять. Мы боимся сгореть. Боимся, что сгорит что-то, что нам очень дорого, какие-либо привычки, которые нам дороги, привязанности, любовь к мирским вещам, любовь к вещам преходящим, которые могут иногда не быть прямо грехом, но могут отдалять нас от полного единения с Богом, от полного единения и поиска, и следования за волей Божьей, следования за Христом.
Получается, что мы сами можем препятствовать Духу Святому в нас, чтобы Он нас очистил, очистил нашу душу, очистил нашу природу, сделал нас подобными Ему, переполненными этим пламенем любви Божьей. Сегодня, когда мы отмечаем праздник Пятидесятницы, мы можем вспомнить также слова одного из недавно канонизированных святых, Папы Иоанна Павла II, который свою деятельность в качестве наместника Петра начал с этого призыва: «Не бойтесь распахнуть двери Христу».
Мы тоже не должны бояться распахнуть наше сердце Святому Духу, чтобы Он выжег все, не боясь потерять ничего. Потому что все, что мы потеряем, от этого мы только приобретем. Все, что мы потеряем – это все, что привязывает нас к земле, что привязывает нас к преходящему, а то, что мы приобретем – пламенную любовь к Богу, к небесному, то, что мы обретем – это полнота, к которой мы призваны: полнота жизни, полнота радости, полнота счастья. Поэтому, когда сегодня мы отмечаем праздник Сошествия Святого Духа – Пятидесятницу, мы присоединяемся к словам Церкви, которая говорит: «О, приди, Дух Святой!».
Пускай Дух Святой придет в наши сердца. Просим, да придет Он, преобразит их и сожжет все то, что нас еще отделяет от Бога.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь в Торжество Пятидесятницы 04.06.2017