Сегодня мы услышали отрывок из молитвы, которую Иисус Христос произнес во время Тайной Вечери, накануне своих страданий. Произнес ее, молясь, обращаясь к Богу Отцу и говоря о том, что должно произойти. По будням мы много читали из Евангелия от Иоанна, который описывает этот момент – Тайную Вечерю, что Иисус Христос говорит Своим ученикам.
Оно занимает несколько глав Евангелия от Иоанна. Сегодня Иисус Христос говорит в этой молитве следующие слова: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17, 3). Слова, которые нуждаются в пояснении. «Сия же есть жизнь вечная» – «Вот она, жизнь вечная». Почему Иисус Христос говорит о жизни вечной? Он говорит о той жизни, которую Бог дает людям, дает ученикам Своим. «Да даст всему, что Ты дал ему» – то есть Сыну Человеческому, Иисусу Христу. Все, что Бог дал Иисусу Христу – это мы, люди. Да даст всему этому Он жизнь вечную. Иисус Христос дает нам жизнь вечную. «Сия же есть жизнь вечная». В чем она состоит? «Да знают Тебя, единого истинного Бога» (17, 3).
Жизнь вечная значит – знать Бога. Странное, может быть, высказывание, мы можем его более или менее понимать. Но что оно означает? Во-первых, нужно задаться вопросом: «а что такое жизнь?» прежде, чем перейти к «жизни вечной». Что означает слово жизнь, что значит, когда мы говорим: «Я живу, он живет»? Животные живут, растения живут, камни не живут, минералы не живут. Жизнь, согласно определениям философов, означает, что некая вещь живая, то есть способна самостоятельно совершать поступки, самостоятельно двигаться. То есть, неживое может быть передвинуто, переставлено, обработано, из него можно построить дом, но оно будет неживым. Живое то, что самостоятельно движется, имеет в себе этот принцип жизни. Растения живые, потому что они сами растут, они берут из земли соки и сами растут, то есть берут, что им надо, чтобы развиваться. Животные сами двигаются, кроме того бегают, нюхают, осязают, что-то воспринимают, имеют свои эмоции. А человек, кроме всего прочего, еще способен понимать и любить. То есть жизнь – это какое-то свойство, качество некоторых тварных вещей. Это жизнь.
Жизнь наивысшим своим проявлением являет это сознание, то есть самые высшие формы жизни обладают сознанием, то есть мы – люди. Что значит обладать сознанием? Это значит понимать происходящее вокруг, это значит знать, любить, делать сознательный выбор даже против своих эмоций, своих инстинктов. Мы понимаем, что нужно быть терпеливыми и не нужно злиться. Мы понимаем, что нужно стремиться к вещам, которые трудно достичь, мы не отступаем перед ними. Это наш осознанный выбор. Мы понимаем и принимаем решение. То есть осознание, понимание, разумение, разум являются высшим проявлением жизни. Разум, который так же предполагается для любви: нельзя любить того, что мы не знаем.
Теперь, когда мы говорим о жизни вечной, жизнь вечная – что это значит? Как мы можем себе представить жизнь вечную? Жизнь вечная, слово «вечная» можно противопоставить слову «временная» – то, что временно, изменчиво, то, что приходящее, что движется, изменяется. Оно не вечное, оно меняется. «Жизнь вечная» – это что? Это просто очень долго? То есть, мы можем сказать, человек будет жить вечно, когда будет жить не 70 лет, не 100, а больше. Насколько больше? Ну, 200, 400, 1000, 10000 лет. Но это все равно не совсем вечное, потому что всегда находится в рамках времени. А врéменное, или временнóе – это противоположность вечному. Вечность там, где уже нет времени, где нет изменений, где уже все достигнуто, где уже не нужно ни к чему стремиться, потому что у нас уже все есть, потому что уже такая полнота, что никуда не хочется уходить, никуда не нужно расти, ибо мы всего достигли. Поэтому жизнь вечная – это не просто очень длинная жизнь, это жизнь вне времени.
А поскольку наивысшее проявление жизни – это знание, понимание, сознание, любовь, то тогда и вечная жизнь – это знание, сознание, понимание, обладание вечным Богом и любовь к вечному Богу. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин 17, 3). Когда же это будет у нас – «жизнь вечная»? Мы можем сказать, конечно, со всеми основаниями, что после нашей смерти, когда наше временнóе пребывание закончится, и когда мы предстанем перед лицом Божьим и увидим Его, как Он есть. Увидеть – это тоже значит узнать, познать – «да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин 17, 3). Это значит, и любить Его вечно. И уже никуда не нужно стремиться, потому что Бог достигнут.
Жизнь вечная также начинается здесь на земле. Царство Божие на земле, среди вас, оно как зерно, которое прорастает и растет – это притча, которую использует Иисус Христос. То есть жизнь вечная начинается здесь, когда мы знаем истинного Бога, когда мы познаём истинного Бога, чтобы любить Его. И как мы можем познать истинного Бога? А можем познать теми средствами, которые нам доступны. Это, прежде всего, изучение Слова Божьего, Божьего Откровения: это наша молитва, молитвенное размышление, созерцание, предстояние перед Богом: это чтение всего того сокровища, которое оставили многие святые, которые тоже видели Бога, по-своему, пускай несовершенным образом при жизни, но, наверняка, лучше нас.
Посредством этого мы начинаем обретать Небо уже здесь на земле. И жизнь вечную начинаем обретать уже сейчас, пребывая пока во времени. Для сравнения, ко всему этому можно привести пример. Бывает иногда, что в нашей земной жизни есть моменты, которые хочется, чтобы длились вечно, то есть моменты определенной радости, определенного познания, осознания чего-то, моменты, которые мы переживаем особо сильно и когда кажется, что в эти моменты есть немножко, капелька вечности. Моменты когда мы что-то понимаем, когда мы понимаем, что Бог присутствует, что Он нас любит, моменты, когда мы, созерцая сотворенный Им мир, созерцая природу, понимаем, насколько велик Творец и насколько Он добр, насколько Он красив. Мы как бы ухватываем отблеск той вечности, для которой мы сотворены и которой мы должны еще достигнуть. Но уже здесь на земле мы это начинаем предвкушать. Это значит, что жизнь вечная, когда она нами будет достигнута, когда с Божьей помощью мы ее достигнем, она не будет скучной, потому что в такие проблески в нашей земной жизни, мы понимаем, что в эти моменты не скучно, наоборот, мы удивлены, мы ошарашены, мы восхищаемся тем, что происходит. И в жизни вечной будет так.
Это будет вечность, где не будет времени, она будет всегда, не потому, что это будет очень много лет, а потому, что это будет уже вне времени, время отступит, изменения отступят, потому что мы обретем эту полноту. Полноту знания Божия, полноту любви к Богу, полноту радости. Все то, что мы празднуем последние недели: Воскресение Иисуса Христа, в четверг мы праздновали Вознесение Его на небеса и Он теперь одесную Бога, и нам там место приготовил, мы празднуем, чтобы придать себе больше энергии, больше оптимизма, чтобы продвигаться по этому пути к вечной жизни, к познанию Бога. И, значит, что это мы должны начинать делать уже сейчас, здесь на земле.
Попросим Господа нашего Иисуса Христа чтобы Он даровал нам это познание Бога, то познание, которое дает Он нам, посылая Духа Святого, к празднику пришествия Которого мы готовимся, и которое будет в день Пятидесятницы в следующее воскресенье. Попросим, чтобы мы, день за днем продвигаясь в познании Бога, приобщались к той вечности, которую обретем в конце нашего земного существования.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 28.05.2017