«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте».   Эти слова Иисус Христос произносит во  время Тайной вечери, перед Своими страданиями.

Но эти слова исполняются как раз во время Его Воскресения  и после Его Воскресения, в то время, какое сейчас мы празднуем – в Пасхальное  время.  «Да не смущается сердце ваше …»  означает –пусть   не беспокоится сердце ваше, пускай оно не печалится, не теряет мира.

«… веруйте в Бога и в Меня веруйте».  Отчего могло смущаться сердце Его  учеников? Могло смущаться тогда из-за предстоящих трудностей, которые они как-то предчувствовали, то есть того непонимания, которое могли встретить они и Иисус Христос в Иерусалиме,  в который они пришли на праздник Иудейской пасхи.

А наше сердце тоже может смущаться, тоже  может беспокоиться. Беспокоится и  смущается, когда мы заняты заботами  мирскими и когда мы  внутренне,  в нашем сердце,  в нашей душе немножко отдаляемся от Бога, когда мы как бы теряем это духовное видение, надприродное видение нашей собственной жизни и нашего будущего.

Он говорит: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам… И возьму вас к Себе».  Иисус Христос утешает Своих учеников, обещая им, что Он их не оставляет, что Он готовит им место, место в Своем доме, место вместе  с Ним. Это то, чего ученики хотели, может быть, не всегда понимая это разумом.

Это то, что мы хотим – быть с Богом , в глубине души. Но иногда из-за житейских забот об этом забываем, а  Христос нас утешает : «.. возьму вас к Себе ,  чтобы и вы были, где Я».  Фома  говорит Ему:  «Господи! не знаем, куда идёшь; и как можем знать путь?

Это показывает, что подобно тому,  как и мы сейчас часто не видим пути,  ученики не знали, куда идти. То есть,  в нашей жизни, когда мы смотрим  на то, что в будущем нас ожидает, как мы должны поступать, что ждать нам от обстоятельств, что ждать нам от вечной жизни, нас одолевают сомнения.

Мы знаем, что мы должны идти за Христом, но как этот путь пройдет  в нашей жизни, мы не знаем. А Христос отвечает :  «Я есмь путь   и истина и жизнь…» . Этими тремя словами Христос говорит обо всем, о многом. Если мы ищем путь, по которому нам прийти  к Богу, то сам Христос есть этот путь, по-гречески « ходос» .

Русский язык порой схож с греческим. Ход, по которому нужно идти. Это значит, что Христос является нашим путем, это значит, что только объединяясь с Ним в молитве, в духовной жизни,  мы находимся на этом пути. Оторваться от Христа значит уйти с этого пути, уйти с пути нашего спасения.

Только пребывая вместе со Христом в нашей ежедневной молитве, в участии в воскресной Мессе, мы продвигаемся по пути, которым Сам Христос является. Чтобы держаться пути нашего спасения, мы должны держаться Христа, не оставлять Его в нашей жизни, не оставлять молитву, не оставлять это внутреннее сосредоточение и память о том, что Христос всегда  с нами.

Поэтому Христос говорит «Я есмь путь»,  «Я есмь истина». Если мы иногда чего-то не знаем, нам не хватает понимания о нашем будущем, о  том, что произойдет, о том, что нам делать, то мы опять же должны держаться Христа. Потому что Он есть истина. Истина значит понимание реальности, понимание и нашей жизни  в том числе.

И как мы говорим, что Христос есть путь, по которому мы достигаем спасения, Христос также есть истина, которая наполняет смыслом все, что мы делаем, которая превосходит все другие истины, которые мы можем найти в этом мире. Истина.

«Я есмь жизнь», – говорит Христос. Слово жизнь по-гречески   «зоя»  , которое используется в нашей речи. В медицине, в зоологии, слово, которое древние греки использовали  для некоего обожествления природы, всего живого. Когда мы думаем о жизни на земле, когда мы думаем о нашей собственной жизни, вершина всей жизни – это Сам Христос, источник всей жизни – это Сам Христос. Не только потому, что от Него все сотворено и существует, но потому что для нас, особенно для людей  и для верующих, жизнь – это  жить Христом, жить Им, то есть опять же соединять нашу жизнь, все наше существование со Христом, Который всему дарует жизнь и призывает нас к полноте жизни, о которой мы можем только догадываться, что она из себя представляет.

Мы не можем точно сказать, можем только угадывать, знать, что там будет намного лучше, чем сейчас. Но если  мы хотим жить лучше, это не столько значит, что мы должны как-то вокруг себя благоустраивать, а прежде всего означает, что мы должны держаться Христа, Который «есть жизнь».  «никто не приходит к Отцу, как только через Меня Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его…» – говорит Иисус ХристосСвоим ученикам.

Филипп отвечает Иисусу Христу, все также еще находясь в смятении : «Покажи нам Отца и довольно для нас»,  уже понимая, что самое главное – это видение Бога, это единение с Богом. «Покажи нам Отца…»   А Христос говорит: «сколько времени Я с вами». Если переводить  эту фразу буквально с греческого, Он говорит: «Сколько времени с вами Я есть», или « Я есмь».  Эту фразу « Я есмь» Иисус Христос иногда тоже произносит в других местах, например перед фарисеями, перед учителями Он сказал однажды:  «…прежде чем был Авраам, я есмь».  «Я есть»  –  это те слова, которые использовал Бог и в Неопалимой купине, когда говорил с Моисеем и ответил на его вопрос «Как имя тебе?» а Бог сказал: «Я есмь имя мне». Иисус Христос отвечает на вопрос Филиппа «Покажи нам Отца, покажи нам Бога» – «С вами Я есмь». То есть: «вот Он Я, здесь». «Кто видел Меня, видел Отца. Я в Отце и Отец во Мне. Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела».

Эта фраза не очень понятна. Иисус Христос начинает говорить о словах, а потом переходит к делам: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя…».  Следовало бы « говорю их от Отца» , но продолжает по-другому:  «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». Отец, который пребывает во Мне, творит то, что Я творю. Значит и слова, которые  Я вам говорю, Он говорит.

Но здесь стоит вспомнить, что Сам Иисус Христос и есть Слово Отца. О чем мы читаем в первой главе Евангелия от  Иоанна «Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог и Слово стало плотью и обитало с нами». То есть сам Бог говорит в Иисусе Христе, обращается  к нам в Иисусе Христе не только словами, но и всем, что Христос творит.

Таким образом, в этот момент, в момент Тайной Вечери, накануне  Своих страстей Иисус Христос пытается передать Своим ученикам всю эту тайну присутствия Божия, действия Божия в нем. Пытается передать всю ту любовь, которую Бог практикует, реализует через Него,  в Нем, в Своем Сыне, в своем Слове – Иисусе Христе. Пытается передать эту радость, которая должна возникнуть у  учеников, этот внутренний мир, который должен возникнуть от осознания, что Бог с ними. Одно из имен Иисуса Христа, о Котором пророчествовали  «Эммануэль – Бог  с нами»

Эту радость мы пытаемся, как можем, праздновать в эти дни, когда   празднуем Пасху. Мы празднуем то, что Бог действительно с нами. С нами не как-то теоретически,  отвлеченно, но реально.

С нами не просто сокрытый, хотя и сокрыто тоже, но с нами как Победитель, Победитель всех наших слабостей, Победитель всего того, что может увести нас от Него, Победитель Сатаны и  Победитель греха. Поэтому еще раз можем повторить эти слова, которые вначале Евангелия мы слышали: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте». Да не смущается наше сердце. Будем веровать в Бога, будем веровать во Христа.

Отец Андрей Старцев IVE