Сегодня церковь празднует воскресенье Доброго Пастыря. Сегодня Церковь молится о призваниях. Существует три вида призваний. Это призвания к священству, к монашеской жизни (созерцательной, деятельной: миссионерской и милосердной) и к семейной жизни.
Эти три вида призваний являются частными выражениями, личными выражениями общего Божьего призвания, христианского призвания – призвания к святости.
Это призвание состоит в следовании Христу на протяжении нашей жизни. Как мы слышали в Евангелии: «идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его».
Следовать Христу означает исполнять Его волю.
Его воля проявляется разными способами. Прежде всего – исполнение заповедей Божиих.Это необходимое условие для спасения.
Вторым способом следованием воли Божьей является также подражание Христу собственной жизнью. Это не просто соблюдение правил, которые нужно исполнять. Подобно тому, как, например, мы исполняем уголовный кодекс. А это следование за тем, чтобы стать похожим на Христа, следование за ним подобно апостолам, подобно благочестивым женам. И подобно тому, как Христу следовали все святые.
Это следование заключается в борьбе с дьяволом, с искушениями и со грехом.
Это следование – также следование в практике дел милосердия, следование в прощении обид.
Это следование – участие в Страстях Христовых, неся свой ежедневный крест с терпением и радостью, принося наши жертвы Богу.
И третий способ следования воли Божьей касается каждого человека лично, в отдельности. Это особый образ жизни, способ, которым Бог призывает конкретного человека следовать Ему. Понятно, что для всех призванных в Божье Царство действует универсальное призвание к святости. Но все мы различны, и у каждого свой жизненный путь. И у Бога есть замысел относительно каждого из нас, в чем конкретно его воля к нам. Мы по-прежнему призваны следовать ему своим образом жизни, исполнять его заповеди, стремясь к христианскому совершенству, подражанию Христу. И здесь появляются эти три вида призвания – священство, монашество и брак.
Два из этих образов жизни возведены в достоинство таинств – Брак и Священство. Третий, хотя и не является таинством, всегда сильно ценился Церковью из-за наивысшего способа личного самопожертвования для более близкого следования Христу через жерту всей своей посвященной Богу жизни, своей воли, чем ониобладают и кем они являются.
Призвание к священству это вступление на путь подражания Христу – Пастырю, прежде всего, для управления и направления народа Божья к вечной жизни, для подведения его ко спасению, также для продолжения совершения Христовой Жертвы в служении Святой Мессы, для уделения Божьей благодати посредством таинств, для прощения грехов в таинстве примирения – исповеди.
А вот призвание к браку – это призвание к большим жертвам высокого достоинства, предназначено для того, чтобы являть любовь Божию к Его народу. Любовь супругов друг к другу должна быть жертвенной по-настоящему, должна превосходить любовь тех людей, которые христианами не являются. Брак предназначен также для того, чтобы воспитывать новых, добрых христиан для Церкви Христовой и для жизни вечной.
Можно утверждать, что от призвания к семейной жизни зависят и остальные призвания.
Если не будет детей, то не будет ни священников, ни монашествующих.
Недостаток щедрости в семьях является угрозой и для других призваний. Когда семьи ограничениваются одним или двумя детьми, тогда и детей будет меньше.
Кроме того менталитет общества потребления, стремление к достижению благосостояния, а не менталитет христианского самоотречения, жертвы, христианского совершенства. Эти пороки переходят и на детей, которым недостанет смелости вступить на путь Христов, на путь жертвы, что является необходимым как в священнической жизни, так и в монашеской и даже в семейной (нежелание венчаться, иметь детей, желание жизни в собственное удовольствие.)
Кризис призваний к священству и монашеству имеет своей причиной в том числе и кризис семей. Уменьшение количества духовенства связано с кризисом в семье
Поэтому сегодня, когда мы молимся о призваниях, мы молимся в совокупности о призвании к священству, монашеству настоящей жертвенной семейной жизни. Помолимся о нас, дабы нам следовать по пути, к которому Христос призывает нас, по пути к святости, к духовному совешенству.