Наверное, не надо говорить, что я очень рад видеть вас. Очень рад, что Господь дает нам эту возможность – праздновать вместе сегодня это воскресенье, делиться радостью сегодняшнего праздника Божьего Милосердия. Второе воскресенье пасхального времени – это воскресенье, которое в течение истории имело очень разные названия. Когда-то это воскресенье называли «воскресенье в белом», на латыни – «Dominica in albis», потому что те люди, которые принимали крещение в Пасхальную ночь, надевали белую одежду и всю неделю до сегодняшнего дня ходили в этой белой одежде крещения – символе непорочности, чистоты, крещения. Потом, с 2000 года это воскресенье получило новое название – это Воскресенье Божественного Милосердия. По желанию святого Папы Иоанна Павла II, который 30 апреля 2000 года сказал: «Это второе воскресенье Пасхи отныне во всей Церкви будет называться Воскресеньем Божьего Милосердия».

Это, конечно, связано с явлениями, с откровениями, полученными сестрой Фаустиной Ковальской, во время которых Сам Иисус просил, чтобы установили этот праздник именно в этот день, во второе воскресенье Пасхи: праздник Божественного Милосердия. Сегодня такое воскресенье, торжественное, праздничное. И мы можем задать себе вопрос после этих чтений, которые услышали, из вступительной молитвы, из остальных молитв, которые мы сегодня услышим: «Каково главное послание этого дня? Что это Слово, этот праздник хочет донести до нас»? Не знаю, как вас, но меня сегодня очень сильно впечатлило первое чтение. Потому что картина, которая исходит из первого чтения, с одной стороны, кажется сказочной, но с другой стороны – это же Слово Божие, это реальность, и было тогда реальной картиной и сегодня является реальной картиной во многих местах.
Это про ту христианскую общину, в которой еще присутствовали, учили, наставляли сами апостолы. Там было сказано про то, что это была община, в которой все верующие были вместе, имели все общее. Они были вместе в Евхаристии, в молитве. Была община, в которой была забота друг о друге, потому что они старались, чтобы никто не был в нужде, чтобы всем было достаточно, чтобы достойно прожить. Это была община, в которой принимали пищу в веселье и простоте сердца. Я хотел бы подчеркнуть это – в веселье, это была веселая община, где радость присутствия Христа посреди них была ощутима, это не была община грустных людей. Вот и последние слова в этом первом чтении о том, что это была община, которая встречала понимание со стороны общества. Потому что они не скрывались, они жили открыто, не подпольно, и написано, что находилось эта община в любви у всего народа. То есть, этот образ жизни, который эта община вела – это было, может быть, непонятно многим, но другим это нравилось: «Как красиво они живут».


Мы знаем по другим текстам деяний святых апостолов, что люди говорили друг другу: «смотри, как они друг друга любят»! Это было удивительно для них. Это не сказка, это плоды присутствия Воскресшего Христа посреди этой общины людей. Разных национальностей, как мы знаем по Деяниям святых апостолов, которые говорили на разных языках, но которых объединило присутствие Христа посреди них. Тогда может быть возникает еще один вопрос: «А в чем секрет такой красивой жизни в этой общине»? Мне бы хотелось спросить у каждого: «Как тебе кажется, в чем секрет этой сказочной красивой жизни этой общины, как они сумели преодолеть все эти разделения, которые обычно бывают, недопонимания, печали и все остальное, и жить так? В чем секрет»?

По прочтении отрывков сегодняшнего дня, мне кажется, что секрет в этом глубоком осознании того, что они являются народом, любимым Богом. Потому что, если что-то и дает человеку уверенность в жизни, это уверенность в том, что его любят, что его принимают. И можно сказать наоборот, если человек не осознает эту любовь со стороны других, это принятие со стороны других, это будет человек всегда неуверенный в себе. И вот эта маленькая община, несмотря на то, что, может быть, была окружена людьми самыми разными, с разными верованиями, жила радостно потому, что все они осознавали, что «мы народ, любимый Богом».
И это то, о чем мы услышали во втором чтении, когда Петр именно так и говорит, что по великой Своей милости Христос возродил нас воскресением Своим из мертвых. Произошло возрождение, благодаря смерти и воскресению Христа. И мы в нем видели эту Божию любовь к нам. Это главный, я думаю, секрет этого счастья, красивой жизни этого народа. В псалме мы читали: «Славьте Господа вовек, милость Его вечна». Этот народ, эта христианская община осознавала, что Бог не просто сейчас проявил милосердие и любовь. Это всегда было так. Потому что эта община – продолжение избранного народа. И сейчас может глубже, полностью открылся смысл слов 118 Псалма: «милость Его вечна». И смерть, и воскресение Христа – это было последующее доказательство того, что милость Бога вечна¸ что Бог нас любит.


Это то, что придавало этой общине силу и уверенность. Всегда было так: Милосердие Господа вечно. Ещё раз прочитаем второе чтение – Послание Апостола Петра. Там пишет Петр, какие сокровища Бог открыл, как Он наполнил нашу жизнь Его дарами. Эта была община, которая отдавала себе отчет, что Бог излил на них множество даров Своей смертью и Своим Воскресением. И мы эти дары несем другим – это наша миссия, это наша обязанность. «Мы не можем вести себя по-другому, мы не можем молчать об этом», – они говорили. Эти дары, эту радость, эту уверенность Божьей любви надо нести другим. «По великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа» (1 Петр 1, 3), наполнил нас Своими дарами.
И вот литургия сегодняшнего дня хочет, чтобы каждый из нас тоже не просто с ностальгией смотрел на эту первую общину, но литургия сегодняшнего дня – это и есть красота литургии каждого Богослужения – хочет ввести нас в контакт с этой тайной любви, вести нас в сердце Спасителя, которое до сих пор открыто. Сердце Христа до сих пор открыто. И мы лично, и как община тоже должны войти, познать Милосердие Божие. Потому что нет никакой пользы от того, что я вам говорю: «Знаете, какой Бог добрый?», если вы не будете сами опытом этого милосердия, этой доброты Бога.


И вот сердце Спасителя открыто, и сегодня Церковь празднованием Божьего Милосердия хочет нам именно это сказать: «смотрите, что сердце Спасителя не закрылось. Смотрите, что Евангелие Милосердия не написано до конца». Вы обратили внимание на последние слова сегодняшнего отрывка Евангелия? «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» (Ин 20, 30). Много чего еще не написано. Каждый из нас должен так же писать эту страницу Милосердия Божьего по отношению к каждому из нас. Каждый из нас, может быть, должен, призван написать свою историю о том, как Господь и нам оказал Милосердие. Сколько чудесных страниц было написано и пишется до сегодняшнего дня. Евангелие Милосердия не написано до конца. В этом секрет этой встречи с Божьей любовью.


Потому что, пока мы эту любовь не встретим, мы не можем таким же образом любить друг друга, принять других, заботиться о других. Это же не тактика, это же результат встречи с Милосердием Божьим. Милосердие Божие делает так, чтобы мы были едиными и в мыслях, и в действии – во всем. Милосердие Божие делает нас такими, чтобы мы были такими же мужественными, как апостолы, которые не боялись нести дальше всем это свидетельство о любви Божьей к каждому человеку, о Воскресении Иисуса Христа, о Его присутствии посреди нас. Сегодня мы также в этом Евангелии услышали слова: «Мир вам». Как нам нужен этот мир!
Но в этом отрывке Евангелия сегодняшнего дня Иисус сказал: «Мир вам» уже после того, как сказал ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся». Этот мир наступает, когда мы осознаем, что Господь прощает наши грехи. Когда мы доверяем Ему наши слабости и принимаем Его прощение. Так наступает мир, мир Божий. Может возникнуть вопрос: «А как распознать, есть ли во мне этот мир Божий, или нет, какие его черты? Как распознать этот мир Божий, о котором Иисус говорит»? Во-первых, это мир, который рождается от прощения, от осознания того, что Господь нас прощает. Потому что Он освобождает нас от всякого страха нашего сердца. Мир Божий, о котором Иисус нам говорит, это – мир, который объединяет нас друг с другом, это мир, который не разделяет.

Это мир, который делает так, чтобы мы не смотрели на других с презрением. Который не оставляет нас одинокими, который делает так, чтобы мы чувствовали себя любимыми и принятыми Богом, и людьми, и Церковью; это мир, который присутствует в сердце, в нашей душе посреди страданий, болезней; это мир, который делает так, чтобы в нашей жизни появилась надежда. И этот мир Христос нам предлагает. И через этот праздник сегодняшнего дня, праздник Божьего Милосердия, Церковь говорит нам всем: «Этот мир предлагает Христос всем. Сердце Христа открыто. Войдите в него, примите этот мир, примите это Евангелие Милосердия. Старайтесь осознать, что все, что мы пережили в дни Страстной недели – это было за тебя, за каждого из нас. И тогда мы тоже сможем сказать: «Славьте Господа вовек. Милость Его вечна».
Пусть это празднование сегодняшнего дня даст нам возможность формировать такие же общины, о которой мы читали в первом чтении. Это будет возможно, если мы так же примем этот мир, который Христос и сегодня каждому из нас предлагает.

Послесловие: Самые умные мысли, как известно, приходят, когда проповедь уже закончена. Так получилось и в этот раз. Скажу вам. Если задать вопрос, в чём всё-таки секрет динамизма этой первой христианской общины, то мне кажется, что у них было осознание того, что Бог не дал нам веру в Воскресенье, чтобы мы просто ходили по воскресеньям греть скамейки в храме и возвращались домой. Нет. Потому что каждый из нас должен стать посланником и апостолом милосердия. Выходя из храма надо нести конкретные знаки милосердия всем. Я этого всем желаю, и тогда наша община приблизится хотя бы совсем немного к этой прекрасной общине первых христиан. С этим пожеланием я даю вам благословение и говорю всем – до скорой встречи.

о.Диогенес Уркиза, генеральный викарий епархии
Святого Климента в Саратове

послушать аудио можно по ссылке Проповедь о.Диогенеса 23.04.2017Проповедь о.Диогенеса 23.04.2017 Послесловие